Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 августа 2014 г. N 684
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Ковригиной Н.В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Ермаковская районная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "На поставку химических реактивов для нужд КГБУЗ "Ермаковская районная больница"" (далее - аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Ковригиной Н.В. на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме "На поставку химических реактивов для нужд КГБУЗ "Ермаковская районная больница"" (далее по тексту - аукцион в электронной форме), номер извещения 0319200066414000062.
Существо жалобы: документация электронного аукциона составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона.
В адреса заказчика, подателя жалобы, направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что пунктом 18 Информационной карты запрещено участие организаций являющихся субъектом малого предпринимательства.
В пункте 14 Информационной карты Заказчик устанавливает требование ко второй части заявки - документы подтверждающие соответствие участников такого аукциона и (или) предлагаемого им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. При этом в извещении и аукционной документации не установлено в отношении какого товара заказчик устанавливает национальный режим в данном электронном аукционе.
В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе, запрос о даче разъяснений положений документации может быть направлен участником такого аукциона не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Пунктом 20 Информационной карты предусмотрено, что разъяснения начинают предоставляться с 01.08.2014. Срок окончания предоставления разъяснений 08.08.2014.
В Извещении Заказчик установил перечень дополнительных требований к участникам (пункты 1-4 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиками в извещении об осуществлении закупки и документации закупки. В нарушение данной статьи в документации о закупке Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам, но указаны в извещении.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона указывается в том числе предъявляемые к участникам такого аукциона в соответствии с пунктом 1 и 2 части 1 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. В нарушение данной нормы, исчерпывающий перечень документов по дополнительным требованиям к участникам Заказчиком не представлен.
Заказчик предоставил пояснения по жалобе, в которых соглашается с доводами жалобы и выражает готовность внести изменения в документация электронного аукциона.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев жалобу ИП Ковригиной Н.В., рассмотрев представленные документы Заявителя, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В пункте 18 Информационной карты указано - Торги для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - нет.
Данный пункт устанавливает преимущества участников в данном электронном аукционе.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Руководствуясь частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, заказчиком применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 14 Информационной карты указано - Вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Из статьи 14 Закона о контрактной системе и аукционной документации следует, что данный пункт распространяется на весь товар требуемый Заказчиком.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 20 Информационной карты указано - Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений: 01.08.2014 г.
Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений: 08 .08.2014 г.
В извещении об электронном аукционе указано - дата и время окончания подачи заявок 18.08.2014 в 00:00.
Таким образом Заказчиком нарушена статья 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данное постановление предусматривает перечень случаев отнесения товаров, услуг к товарам, работам услугам которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационности, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики имеюшие необходимый уровень квалификации.
В Извещении об электронном аукционе содержатся требования к участникам - участники закупки должны соответствовать пунктам 1, 2, 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Химические реактивы являющиеся предметом закупки не является товаром, закупка которого осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом Заказчиком нарушена статья 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик установил требование к участникам закупки без предоставления дополнительных документов.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Ковригиной Н.В. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 63, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С.Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 августа 2014 г. N 684
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2014