Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июля 2014 г. N 594
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ-22" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" Минусинского района (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту котельной с приобретением и установкой оборудования в с. Городок Минусинского района Красноярского края" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
ФАС России в адрес Красноярского УФАС России 18.07.2014 была направлена жалоба ООО "СМУ-22" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300043614000037.
Существо жалобы: аукционная документация составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа - Администрации Минусинского района (далее - уполномоченный орган), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на рассмотрение Комиссией жалобы по существу податель жалобы, заказчик, уполномоченный орган не обеспечили. До момента рассмотрения жалобы в адрес Красноярского УФАС России от уполномоченного органа поступило ходатайство с просьбой о проведении заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в отсутствие его представителя (вх. N 14295 от 22.07.2014).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при составлении аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В аукционной документации заказчик требует представить участнику закупки в составе второй части заявки свидетельство СРО с допуском к виду работ "Монтаж оборудования котельных". Требования о представлении участнику закупки в составе второй части заявки свидетельство СРО с допуском к виду работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в аукционной документации отсутствует в нарушение статьи 64 Закона о контрактной системе.
В пунктах 6.4 и 6.7 проекта муниципального контракта заказчиком установлены размеры штрафов для подрядчика и заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, с нарушением требований пунктов 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств)".
На вышеуказанные доводы подателя жалобы уполномоченным органом были представлены нижеследующие возражения.
В соответствии с пунктом 4.1.2 проекта муниципального контракта и разделом 1 "Общие требования к выполнению работ" Технического задания аукционной документации работы, являющиеся объектом закупки должны быть выполнения силами подрядчика, привлечение субподрядчиков к выполнению работ, являющихся объектом закупки, не допускается. Таким образом, в аукционной документации заказчиком, в силу пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 52 ГрК РФ, Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, установлено законное требование о наличие у участника закупки свидетельства СРО с допуском к виду работ "Монтаж оборудования котельных". Отсутствие в аукционной документации требования о наличии у участника закупки свидетельства СРО с допуском к виду работ по организации строительства (генеральный подрядчик) не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, т.к. в муниципальном контракте заказчиком включено условие о личном выполнении подрядчиком работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств)" размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, а не начальной (максимальной) цены контракта, установленной в аукционной документации. Следовательно, произвести расчет размера штрафа и установить его в фиксированном виде в контракте возможно только после проведения электронного аукциона, определения победителя электронного аукциона и определения цены контракта. Установление в пунктах 6.4 и 6.7 проекта муниципального контракта размеров штрафов в виде процентов является технической ошибкой.
На основании вышеизложенного уполномоченный орган считает доводы подателя жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту котельной с приобретением и установкой оборудования в с. Городок Минусинского района Красноярского края".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе единое требование к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту котельной с приобретением и установкой оборудования в с. Городок Минусинского района Красноярского края.
В соответствии с частью 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Комиссией установлено, что раздел 1 "Общие требования к выполнению работ" Технического задания аукционной документации содержит требование заказчика о том, что подрядчик должен выполнить работы своими силами, в объеме и в сроки, установленные дефектной ведомостью, локальным сметным расчётом, техническим заданием и контрактом. Привлечение субподрядчиков не допускается.
В пунктах 1.4 и 4.1.2 проекта муниципального контракта заказчиком также отражено требование о недопустимости привлечения субподрядчиков к выполнению работ, указанных в пункте 1.1. проекта муниципального контракта, при том условии, что указанные работы должны быть выполнены силами подрядчика.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, учитывая потребность заказчика, выраженную в аукционной документации, в выполнении работ, являющихся объектом закупки, силами подрядчика, т.е. им лично, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие в аукционной документации требования о наличии у участника закупки свидетельства СРО с допуском к виду работ по организации строительства (генеральный подрядчик) не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и ГрК РФ, поскольку частью 3 статьи 52 ГрК РФ предусмотрена возможность выполнения лицу, осуществляющему строительство, определенных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено обязательное наличие в документации об электронном аукционе проекта контракта, который будет являться неотъемлемой частью такой документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Из пунктов 2, 3 Правил следует, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с Правилами. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В силу пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Пунктом 6.4 проекта муниципального контракта предусмотрено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается 2,5% в виде фиксированной суммы ____руб., определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 6.7 проекта муниципального контракта следует, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается 10% в виде фиксированной суммы _____руб., определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенные положения Правил, Комиссия приходит к выводу о том, что размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта, т.е. установление указанной фиксированной суммы рассматриваемых штрафных санкций возможно только после подведения итогов электронного аукциона, когда определен победитель такого аукциона, который предложил наиболее низкую цену исполнения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, в силу части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Однако заказчиком совершены действия по включению в проект муниципального контракта (пункты 6.4 и 6.7) штрафных санкций в заранее определенных им процентах, соответствующих тому случаю, когда цена заключаемого контракта не превышает 3 млн. рублей, согласно Правилам. Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 464 000,00 рублей. При этом в результате проведения электронного аукциона цена исполнения контракта имеет возможность быть снижена вплоть до половины процента начальной (максимальной) цены контракта, а также на любом из этапов проведения процедуры определения подрядчика путем электронного аукциона законодателем в Законе о контрактной системе предусмотрены случаи признания электронного аукциона несостоявшимся, что повлечет за собой заключение контракта с единственным подрядчиком по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.
В том случае, если в результате проведения определения подрядчика путем электронного аукциона цена контракта составит от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, то установленные в проекте муниципального контракта (пункты 6.4 и 6.7) штрафные санкции для заказчика и подрядчика не будут соответствовать требованиям Правил, что приведет к неверному определению размера штрафа, подлежащего начислению в случае ненадлежащего исполнения заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие возможности в точном определении цены контракта, следовательно, и размера штрафных санкций для заказчика и подрядчика при ненадлежащем исполнении ими обязанностей, определенных контрактом, на этапе размещения заказчиком в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что установление заказчиком в проекте муниципального контракта (пункты 6.4 и 6.7) штрафных санкций в заранее определенных им процентах, соответствующих тому случаю, когда цена заключаемого контракта не превышает 3 млн. рублей, согласно Правилам, является нарушением требований пункта 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заключение муниципального контракта на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, содержащей, в том числе, неверный порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, является нарушением порядка, предусмотренного частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, который предусматривает заключение контракта на условиях, установленных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, соответствующими нормам действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-22" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 5 и 8 статьи 34 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июля 2014 г. N 594
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2014