Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 августа 2014 г. N 729
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, О.В. Бокаревой, специалиста-эксперта отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО Фирма "Синтез-Н", ООО "СК Красрегионстрой" (далее - жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - КГКУ "Центр информационных технологий Красноярского края" (далее - заказчик), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступили жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа при определении подрядчика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) "На право заключения контракта на выполнение работ по созданию и развитию комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" на территории г. Красноярска в рамках подпрограммы "Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения" государственной программы Красноярского края "Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения" (сегмент комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" на территории Советского района г. Красноярска)", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000114004571.
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалоб.
Существо жалоб: документация об открытом электронном аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На заседании по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель ООО Фирма "Синтез-Н" Лосева Ю.С. (доверенность от 10.01.2014);
- представитель уполномоченного органа Новичихин А.И. (доверенность б/н от 27.01.2014);
- представитель заказчика Горелова Е.Н. (доверенность 27.08.2014);
- представитель заказчика Клочкова Е.Е. (доверенность 22.07.2014);
- представитель заказчика Савицкий С.В. (доверенность 22.07.2014).
В работе комиссия был объявлен перерыв для получения дополнительных пояснений по существу жалоб. Рассмотрение было отложено до 29.08.2014 в 15:40.
После перерыва на рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель ООО Фирма "Синтез-Н" Лосева Ю.С. (доверенность от 10.01.2014);
- представитель уполномоченного органа Новичихин А.И. (доверенность б/н от 27.01.2014);
- представитель заказчика Горелова Е.Н. (доверенность 27.08.2014);
- представитель заказчика Клочкова Е.Е. (доверенность 22.07.2014);
- представитель заказчика Савицкий С.В. (доверенность 22.07.2014).
Из содержания жалобы ООО "СК Красрегионстрой" следует, что на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком было опубликовано извещение о проведении закупки "На право заключения контракта на выполнение работ по созданию и развитию комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" на территории г. Красноярска в рамках подпрограммы "Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения" государственной программы Красноярского края "Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения" (сегмент комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" на территории Советского района г. Красноярска)", при этом, указанной документацией установлены требования о предоставлении участником закупки в составе заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на жилищно-гражданского строительства, здания и сооружения объектов связи, а также лицензия, выданная Федеральной службой безопасности и ее территориальными органами, на осуществлением работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, однако в составе технического задания и ведомости объемов работ отсутствуют работы, для выполнения которых необходимы вышеуказанные документы. Из содержания жалобы ООО Фирма "Синтез-Н" следует, что к победителю закупки предъявляются дополнительные требования в виде проведения мероприятий, касающихся присоединения строящихся объектов к существующим в построенной ранее части сегмента КАС "Безопасный город" в Советском районе, а также с существующей КАС "Безопасный город" на территории Центрального, Железнодорожного и Октябрьского районов города Красноярска, выполнять по согласованию с ЗАО "ГОЛЛАРД" (г. Москва), несущим гарантийные обязательства на работы, проведенные ранее в рамках строительства КАС "Безопасный город" в г. Красноярске, кроме того, проект контракта предусматривает обеспечение подрядчиком контроля автором проектной документации выполненных работ посредством заключения дополнительного договора между подрядчиком и автором проектной документации. По мнению подателя жалобы данное условие ограничивает конкуренцию и права потенциальных участников закупки.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представитель уполномоченного органа, аукционной комиссии пояснил, что в документации об открытом электронном аукционе в ведомости объемов работ присутствуют работы, выполнение которых возможно подрядчиком только при наличии у последнего свидетельства СРО, а также лицензия, выданная Федеральной службой безопасности и ее территориальными органами, на осуществлением работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, по мнению уполномоченного органа понятия авторского надзора и строительного контроля идентичны, на основании чего сделан вывод о том, что авторский надзор, так как и строительный контроль, исходя из требований части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, должен проводиться лицом, осуществляющим строительство. На основании чего уполномоченный орган полагает, что жалобы ООО Фирма "Синтез-Н" и ООО "СК Красрегионстрой" необоснованны.
Представитель заказчика полностью поддержал позицию уполномоченного органа, пояснил, а также представил в адрес Красноярского УФАС письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии с СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N781, аторский надзор архитектора осуществляется автором-архитектором в инициативном порядке независимо от решения застройщика (заказчика) и наличия договора на авторский надзор по объекту. Кроме того, в адрес комиссии Красноярского УФАС было представлено письмо об авторском надзоре от ЗАО "Голлард", адресованное заказчику, в соответствии с которым ЗАО "Голлард" выражает свое согласие на выполнение авторского надзора КАС "Безопасный город" путем заключения договора с победителем аукциона.
Кроме того, заказчиком в адрес комиссии представлено письмо Министерства информатизации и связи Красноярского края, в котором говорится о том, что в документации об открытом электронном аукционе присутствуют работы по организации закрытого канала передачи данных с указанием установки оборудования по адресам, относящимся к сведениям, составляющим государственную тайну, для ознакомления с указанными сведениями победитель аукциона должен иметь действующую лицензию, выданную ФСБ РФ или ее территориальными органами.
Также заказчиком представлены копия заключения государственной экспертизы N127-10/КРЭ-0978/02, объектом которой является проектная документация линейного объекта "Комплексная автоматизированная система "Безопасный город" и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации линейного объекта. В разделе 6.4 указанной экспертизы "Общие выводы" указано, что результаты инженерных изысканий выполнены в соответствии с установленными требованиями. Проектная документация по объекты подготовлена в соответствии с результатами инженерных изысканий и установленными требованиями.
Рассмотрев жалобы, изучив аукционную документацию, заслушав пояснения лиц, участвующих в заседании, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчик совершил действия по осуществлению закупки "На право заключения контракта на выполнение работ по созданию и развитию комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" на территории г. Красноярска в рамках подпрограммы "Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения" государственной программы Красноярского края "Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения" (сегмент комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" на территории Советского района г. Красноярска)".
При описании объекта закупки, в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
По смыслу требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований к заявке участника, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, на основании части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
На основании части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ предприниматель или юридическое лицо должно предоставить свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении таких работ. При этом, перечень видов работ предусмотрен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - приказ Минрегиона).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
На основании части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
По части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Исходя из положений действующего законодательства под строительным контролем понимается процедура в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, включающая проведение измерений экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик технологических процессов, применяемых строительных материалов.
При этом, строительный контроль, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
На основании части 2 статьи 1294 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.
Постановлением от 10.06.1999 N 44 Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике утвержден порядок авторского контроля и авторского надзора (далее - Постановление). В соответствии с пунктом 3.1 указанного постановления под авторским надзором понимается один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.
Разделом 6.2 Постановления установлены основанные обязанности при проведении авторского надзора, так, проводится выборочная проверка соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил. Кроме того, выборочный контроль за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования.
Анализ документации об открытом электронном аукционе показал, что в соответствии с ведомостью объемов работ монтаж пультов "Гражданин полиция", монтаж районного телекоммуникационного центра "РТЦ-2) пр. Металлургов, 53, монтаж районных центров мониторинга, монтаж уличных углов видеонаблюдения, монтаж углов видеонаблюдения образовательных учреждений, являющихся приложением к документации об открытом электронном аукционе, предусмотрены виды работ, которые должны будут выполнены заказчиком на основании контракта, заключенного по результатам проведения аукциона. При этом, в предмет контракта входят работы на выполнение которых не требуется допуск, выданный саморегулируемой организацией. Таким образом, комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу, что требование заказчика о наличии в составе второй части заявки участника закупки копии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на жилищно-гражданское строительство, а также здания и сооружения объектов связи, установленное разделом "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты, является неправомерным.
Кроме того, разделом "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты установлено, что в составе второй части заявки участником закупки должна быть представлена копия действующей лицензии, выданной федеральной службой безопасности РФ или ее территориальными органами, на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Анализ технического задания показал, что работы по поставке, монтажу и настройке оборудования районных центров мониторинга будут осуществляться в отделах полиции "Советский", "Солнечный", "Взлетка", "Северный", ПППС УВД по г. Красноярску, УФСБ России по Красноярскому краю, следовательно, требование о наличии у участника закупки указанной лицензии является правомерным.
Пунктом 5.12 государственного контракта, являющегося частью документации об открытом электронном аукционе, предусмотрено, что заказчик имеет право организовать осуществление проверки выполняемых подрядчиком работ на соответствие проектно-сметной документации силами Генпроектировщика (авторский надзор).
Кроме того, пунктом 10.1 государственного контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется обеспечить осуществление авторского надзора за соответствием выполнения работ, предусмотренных контрактом, утвержденной заказчиком проектной документации, за счет средств, предусмотренных п. 6.1 настоящего контракта, путем заключения договора на выполнение авторского надзора с автором проектной документации не позднее 30 дней с момента заключения контракта. Пунктом 10.2 государственного контракта предусмотрен перечень работ, который должен выполнить автор проектной документации в рамках авторского надзора.
Таким образом, заказчиком установлено требование о заключении между подрядчиком и автором проектной документации контракта об осуществлении авторского надзора, а также обеспечение подрядчиком выполнения автором проектной документации ряда функций по осуществлению авторского надзора. При этом, заказчиком, уполномоченным органом, не представлено аргументированного мнения по вопросу того, что договор авторского надзора должен быть заключен между подрядчиком и автором проектной документации.
Как следует из положений действующего законодательства об авторском надзоре, авторский надзор осуществляется автором проектной документации по своему желанию, то есть, в случае наличия у автора проекта такого желания, он может самостоятельно осуществить авторский надзор на объекте, построенном по его проекту. Такое желание автора не означает, что лицо, непосредственно выполняющее работы по проекту автора, обязано заключить с ним договор авторского надзора и обеспечить все меры по осуществлению автором функций, предусмотренных договором авторского надзора. Следовательно, установление заказчиком в проекте контракта обязанности подрядчика по выполнению выполнению автором проекта функций авторского надзора, является нарушением прав подрядчика, как стороны по договору. По мнению комиссии Красноярского УФАС исходя из существа рассматриваемых и возникающих при заключении контракта по результатам закупки противоречий сторонами договора авторского надзора может быть заказчик и автор проекта.
Кроме того, как следует из положений действующего законодательства термины "Авторский надзор" и "Строительный контроль" имеют разное значение и функции, следовательно, применять нормы Градостроительного кодекса РФ о строительном контроле к авторскому надзору, будет являться неправомерным.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа, при составлении документации об открытом аукционе нарушают требования частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки
На основании изложенного, руководствуясь частями 10, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106, Закона о закупках, пунктом 3.37 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 N 498 "Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1) признать жалобу ООО Фирма "Синтез-Н" обоснованной, жалобу ООО "Красрегионстрой" обоснованной частично;
2) признать заказчика нарушившим требования частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки;
3) выдать предписание об устранении нарушений заказчиком путем внесения изменений в документацию об открытом электронном аукционе.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
О.В. Бокарева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Бокарева Ольга Владимировна 2111830
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 августа 2014 г. N 729
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2014