Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 августа 2014 г. N 726
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта контрольного отдела, рассмотрев жалобу Красноярского филиала СОАО "ВСК" (далее - Заявитель), на действия аукционной комиссии ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 21 "На право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Красноярского филиала СОАО "ВСК" на аукционную комиссию при проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес аукционной комиссии и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы явились:
- представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Сонич Иван Валерьевич (доверенность от 25.08.2014);
- представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Манухин Игорь Юрьевич (доверенность от 25.08.2014);
- представитель СОАО "ВСК" - Бикерт Андрей Петрович (доверенность от 25.08.2014).
Существо жалобы: необоснованный допуск аукционной комиссией первой части заявки ЗАО "ЭРГО Русь", поданной на участие в электронном аукционе.
В жалобе СОАО "ВСК" указано следующее. Предметом размещаемой закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которой выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и является публичным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, которые не вправе применять скидки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Цена контракта формируется участником на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта.
ЗАО "ЭРГО Русь" при участии в электронном аукционе сделало предложение со снижением начальной (максимальной) цены, не соответствующей нормам действующего законодательства.
СОАО "ВСК" считает, что ЗАО "ЭРГО Русь" было допущено к участию в электронном аукционе с нарушением Закона о контрактной системе, а также аукционной документации.
В своих возражениях на жалобу представители аукционной комиссии пояснили следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.08.2014 для участия в электронном аукционе заявки подали 5 участников закупки.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 11.08.2014 два участника закупки дали ценовое предложение, равные начальной (максимальной) цены контракта - 95 280,00 рублей, и один участник закупки (ЗАО "ЭРГО Русь"), сделав шаг в аукционе подал предложение о цене контракта - 92 071,80 рубль.
Согласно протоколу подведения итогов от 12.08.2014 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона. Победителем аукциона признано ЗАО "ЭРГО Русь" с предложением о цене контракта 92 071,80 рубль.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе не допускается.
На основании изложенного аукционная комиссия считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, извещение о проведении запроса котировок, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по размещению закупки путем проведения электронного аукциона.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом контракта является "На право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) определено, что порядок реализации определенных законом об ОСАГО и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены постановлением Правительства от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии"
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, которые не вправе применять скидки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что документы входящие в состав заявки ЗАО "ЭРГО Русь" соответствовали требованиям документации об электронном аукционе.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России, установила, что аукционная комиссия правомерно допустила первую часть аукционной заявки ЗАО "ЭРГО Русь".
В результате проведенной внеплановой проверки Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Особенностью проведения закупки в виде электронного аукциона является то, что победитель электронного аукциона определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.
Как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену.
Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов электронного аукциона. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и соответственно предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о несоответствии избранного учреждением способа закупки специфике данного вида услуг - оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, в силу положений Закона о контрактной системе к данному виду услуг не применимо проведение закупки путем электронного аукциона, поскольку определить победителя запроса котировок в данном случае не представляется возможным.
Таким образом, государственным заказчиком, при размещении заказа путем электронного аукциона нарушена статья 24 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу СОАО "ВСК" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников размещения путем изменения способа размещения заказа с электронного аукциона на открытый конкурс.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 августа 2014 г. N 726
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2014