Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 июля 2014 г. N 623
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: Председателя - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, членов Комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудиновой, государственного инспектора А.Н. Ганус (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "Иркутскгипродорнии" на действия конкурсной комиссии Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Транспортная развязка в микрорайоне "Тихие Зори" в г. Красноярске" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем подлежит принятию к рассмотрению.
Существо жалобы: принятие конкурсной комиссией незаконного решения о несоответствии заявки ОАО "Иркутскгипродорнии" требованиям конкурсной документации и законодательству о закупках.
В адрес государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства", конкурсной комиссии, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, конкурсной комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители подателя жалобы - Беспалов В.С. (доверенность б/н от 29.07.2014) и Ковалева О.В. (доверенность б/н от29.07.2014).
- представители конкурсной комиссии - Лузан Н.Ф. (доверенность N1 от 09.01.2014) и Курилюк Е.В. (доверенность N6 от 17.07.2014).
Заказчик, будучи извещенным надлежащим образом, явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, не ходатайствовали о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что конкурсная комиссия в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Транспортная развязка в микрорайоне "Тихие Зори" в г.Красноярске" от 18.07.2014 отказала в допуске к участию в открытом конкурсе ОАО "Иркутскгипродорнии", тем самым нарушив законные права и интересы ОАО "Иркутскгипродорнии".
Основанием для отказа в допуске заявки ОАО "Иркутскгипродорнии" согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.07.2014 указано: "в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, указанным в разделах 15, 17 и Приложении 2 к конкурсной документации в части непредоставления документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе: предоставленная банковская гарантия не соответствует условиям, указанным в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе (банковская гарантия содержит требования предоставления условий ("начиная с 11 рабочего дня от даты получения Гарантом требования Бенефициара по дату платежа по настоящей Гарантии") и документов ("доказательства невыполнения Принципалом своих обязательств, в обеспечение которых выдана настоящая гарантия, перед Бенефициаром", "расчет суммы требований, подписанный уполномоченным лицом Бенефициара"), не предусмотренных частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 г. N1005).
В соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе и разделом 17 конкурсной документацией ОАО "Иркутскгипродорнии" был выбран способ обеспечения заявки на участие в конкурсе - банковская гарантия.
В конкурсной документации в разделе 17 заказчиком указано, что банковская гарантия, выданная участнику закупки для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям статьи 45 закона о контактной системе.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В составе заявки на участие в открытом конкурсе ОАО "Иркутскгипродорнии" представило банковскую гарантию NБГ 175127924-2014 от 08.07.2014. по мнению ОАО "Иркутскгипродорнии" данная банковская гарантия NБГ 175127924-2014 от 08.07.2014 соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 7 банковской гарантии NБГ 175127924-2014 от 08.07.2014 "В случае неисполнения требования об уплате по настоящей Гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару 0,1 (Ноль целых одна десятая) процента от суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки, начиная с 11 рабочего дня от даты получения Гарантом требования Бенефициара по дату платежа по настоящей Гарантии". Данный пункт по мнению подателя жалобы соответствует пункту 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и устанавливает обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 2 банковской гарантии "оплата происходит на основании письменного требования Бенефициара о выплате определенной в настоящей Гарантии суммы. К указанному требованию должны быть приложены следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);
- доказательства невыполнения Принципалом своих обязательств перед Бенефициаром;
- расчет суммы требования, подписанный уполномоченным лицом Бенефициара".
В соответствии со статьей 374 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
ОАО "Иркутскгипродорнии" полагает, что условия о предоставлении одновременно с требованием об уплате суммы банковской гарантии документов, подтверждающих невыполнение принципалом своих обязательств перед Бенефициаром и расчет суммы требования, подписанный уполномоченным лицом Бенефициара, соответствуют статье 374 ГК РФ, Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N1005.
Представители конкурсной комиссии представили письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просили признать жалобу необоснованной, а действия конкурсной комиссии не нарушающими требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Транспортная развязка в микрорайоне "Тихие Зори" в г. Красноярске".
На основании части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе открытый конкурс - конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса должны содержаться предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Право выбора конкретного вида обеспечения (внесение средств или банковская гарантия) является правом участника закупки, ни заказчик, ни уполномоченный орган не имеет возможности влиять на подобный выбор.
Согласно пункта 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, а также критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в отрытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа, если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе {платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Комиссия Красноярского УФАС России, проведя анализ конкурсной документации, отмечает, что извещением о проведении открытого конкурса и разделом 17 конкурсной документации установлено требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 825 252 рублей 41 копейка.
Разделом 15.1. конкурсной документации заказчиком установлен перечень документов, включенных в состав заявки, согласно которому в состав заявки, подаваемой участниками закупки на участие в конкурсе, должны входить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 установлены: требования к форме банковской гарантии; перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии; правила ведения и размещения реестра банковских гарантий, а также форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно требованиям к форме банковской гарантии, банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 утвержден перечень документов, которые должны прилагаться к требованию об осуществлении выплаты по банковской гарантии, а именно:
- документ, подтверждающий полномочия подписавшего требование единоличного исполнительного органа (иного уполномоченного лица);
- платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса, с отметкой Федерального казначейства об исполнении, если требование направляется в случае ненадлежащего выполнения принципалом обязательств по возврату аванса;
- документ, свидетельствующий о наступлении гарантийного случая в соответствии с контрактом, если требование предъявляется ввиду ненадлежащего выполнения принципалом обязательств в течение гарантийного срока.
В указанном Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 не включены документы, обосновывающие данное требование, которые прилагаются к требованию об осуществлении выплаты по банковской гарантии. Указание на то, что бенефициар обязан их прилагать, содержится только в Приложении к форме требования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005.
Список документов, обосновывающих требование заказчика, в Постановлении N1005 не приведен. Следовательно, данный список документов не включен в Перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005, при этом Перечень документов является исчерпывающим. Следовательно, правом определять документы, которые должны прилагаться бенефициаром к требованию по банковской гарантии в соответствии с действующим законодательством гарант не обладает.
В части 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлен полный список сведений, которые должна содержать банковская гарантия.
Предоставление участником закупки в составе заявки банковской гарантии не соответствующей условиям, установленным в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе является основанием для отказа заказчиком в принятии такой банковской гарантии, а так же является ненадлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе к содержанию заявки.
Комиссия, проведя анализ заявки ОАО "Иркутскгипродорнии" отмечает, что в предоставленной в составе заявки ОАО "Иркутскгипродорнии" банковской гарантии от 08 июля 2014 года NБГ 175127924-2014 содержатся следующие дополнительные требования:
1) В пункте 2 банковской гарантии к письменному требованию о выплате суммы дополнительно должны быть приложены документы:
- доказательства невыполнения Принципалом своих обязательств, в обеспечение которых выдана настоящая гарантия, перед Бенефициаром";
- расчет суммы требования, подписанного уполномоченным лицом Бенефициара.
Комиссией выше отмечалось, что Перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 не содержит документов, обосновывающих требование о выплате денежных средств по гарантии. Соответственно, у Бенефициара имеется возможность самостоятельно определять, какими документами можно подтвердить основание осуществления выплаты.
2) В пункте 7 банковской гарантии в обязанность гаранта по уплате Бенефициару неустойки за просрочку содержит отсылку на "календарные" дни, что из пункта 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе исключено Федеральным законом от 04.06.2014 N140-ФЗ.
Вместе с этим, в данном пункте содержится условие об оплате неустойки "начиная с 11 рабочего дня от даты получения Гарантом требования Бенефициара по дату платежа по настоящей Гарантии". Комиссия отмечает, что данное положение не соответствует пункту 3 настоящей банковской гарантии и пункту 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, так как просрочка по банковской гарантии считается на 11 календарный, а не "рабочий" день.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что податель жалобы выразил свое согласие на участие в конкурсе на условиях, указанных в конкурсной документации, что свидетельствует о том, что на момент подачи заявки податель жалобы был осведомлен об условиях конкурсной документации и полностью согласен с ними.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что заявка подателя жалобы была обоснованно отклонена конкурсной комиссией, так как не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией и законодательству о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ОАО "Иркутскгипродорнии" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Ганус |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 июля 2014 г. N 623
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2014