Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 июля 2014 г. N 1351
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
в присутствии представителей:
от заказчика - Гетманский И.В., Корышева И.П.
от уполномоченного органа - Шаповалов Н.Ю., Лобанов И.А.
от ООО "Империя" - Дудаева Г.П.
от ООО "УК Монтажспецстрой" - Глибина А.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Империя", ООО "УК Монтажспецстрой" на действия заказчика - управление образования администрации Минераловодского муниципального района по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121300010114000006 оказание услуг по выполнению функций строительного контроля (технического надзора и заказчика-застройщика) на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в х. Красный Пахарь, ул. Широкая, Минераловодский район".
По мнению заявителя жалобы, конкурсная документация сформирована с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Представители заказчика поддержали доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, и считают, что документация открытого конкурса N 0121300010114000006 оказание услуг по выполнению функций строительного контроля (технического надзора и заказчика-застройщика) на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в х. Красный Пахарь, ул. Широкая, Минераловодский район", соответствуют нормам действующего законодательства.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закон 44-ФЗ внеплановую проверку спорного конкурса установила, что:
1. Частями 1 и 3 статьи 48 Закона о закупках установлено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Управлением образования администрации Минераловодского муниципального района, был объявлен открытый конкурс на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля (технического надзора и заказчика-застройщика) на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в х. Красный Пахарь, ул. Широкая, Минераловодский район".
Частями 1-8 ст. 42 Закона, указана информация которая должна быть размещена в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно требованиям части 1 статьи 32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1. Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
5. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В целях Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11. 2013 г. N1085 об оценки заявок окончательных предложений участников закупки, для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Как установлено комиссией, муниципальный заказчик управление образования администрации Минераловодского муниципального района, документации открытого конкурса указало: в пункте 2.4. максимальное значение критерия оценки "Показатель количества и уровня квалификации руководительского сегмента участника закупки: наличие специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения работ, соответствующих техническому заданию конкурса и имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли, а так же опыт работы на руководящих должностях не менее 5 (пяти) лет" составляет 10 баллов, Однако, при раскрытии содержания этого критерия оценки максимальный бал составляет 5 баллов.
Заказчиком в п 2.2.5 установлен показатель "Наличие документальных подтверждений об уровне социальной ответственности и социально одобряемых норм действий участника закупки и наличии у него финансовых и материальных ресурсов, а именно - свидетельств об участии в благотворительной деятельности, осуществлении вкладов в некоммерческие фонды, безвозмездного выполнения работ на социально значимых объектах, объектах культуры и образования", который не регламентировании ни одним Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. Наряду с установленными частью 1 указанной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Требования пункта 2.1 таблицы раздела 25 Информационной карты конкурсной документации ограничивают доступ к участию в открытом конкурсе участникам размещения заказа, которые имеют опыт оказания услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика, устанавливая требования приложить копии контрактов свыше 5 миллионов для подтверждения опыта работы, а контракты до 3 миллионов учитываться не будут. Таким образом, конкурс подготовлен с предоставлением преимуществ участникам закупки у которых имеется один контракт на сумму 5 млн. рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. На основании данных норм участник обязан представить свидетельство СРО, если объект закупки включает виды работ по ремонту, предусмотренные в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624).
В соответствии с ч. 6 ст. 13, Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О саморегулируемых организациях": Контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда, которые установлены настоящим Федеральным законом и принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.
Таким образом Заказчик не праве в документацию конкурса вносить ограничения к участникам саморегулируемых организаций.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в ходе рассмотрения жалобы, в действиях муниципального заказчика управление образования администрации Минераловодского муниципального района установлены нарушения статьи 32 Закона о закупках, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 6 ст. 13, Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Империя", ООО "УК Монтажспецстрой" на действия заказчика - управление образования администрации Минераловодского муниципального района по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121300010114000006 оказание услуг по выполнению функций строительного контроля (технического надзора и заказчика-застройщика) на объекте "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в х. Красный Пахарь, ул. Широкая, Минераловодский район" - обоснованными.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки признать муниципального заказчика - управление образования администрации Минераловодского муниципального района нарушившими статьи 32 Закона о закупках, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 6 ст. 13, Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание;
3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса, о привлечении должностного лица допустившего нарушение требований Закона о размещении заказов к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 июля 2014 г. N 1351
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2014