Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июля 2014 г. N РЗ-1082-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
государственного инспектора отдела органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Лубенец И.С.
от заявителя жалобы - Малий Татьяна Леонидовна
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Петровская ЦРБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300168014000040 на право заключения муниципального контракта на поставку энтерального питания в 2014 году в количестве 2 наименований.
Заявитель считает, что процедура проведения электронного была проведена с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Петровская центральная районная больница" на электронной торговой площадке Сбербанк-АСТ (http://sberbank-ast/) был размещен заказ на поставку энтерального питания извещение N 0312300168014000040. В ходе размещения данного заказа было подано две заявки на участие, которые были допущены к участию в аукционе. Однако при проведении аукциона ценовых предложений не поступило, в связи, с чем аукцион был признан не состоявшимся.
В связи с тем, что документация, для размещения данного заказа готовилась в феврале 2014 года (в соответствии с действующими нормами), а в марте уполномоченным и контролирующими органами были внесены изменения (на основании внесения изменений в 44-ФЗ) данная документация на момент завершения размещения заказа являлась недействующей редакцией.
В соответствии со пунктом 25 части 1 статьи 93 ФЗ N44-ФЗ в случае признания несостоявшимся .... электронного аукциона в соответствии с... частью 3 статьи 71 Федерального закона заказчик принимает решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое решение заказчика согласовывается при осуществлении закупок с уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, или по начальной (максимальной) цене контракта при проведении электронного аукциона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком устанавливается органом исполнительной власти по регулированию контрактной службы в сфере закупок.
Для согласования необходимо предоставление определенного перечня документов, в том числе согласие участника размещения заказа. Данное согласие было запрошено у ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" в устной форме путем телефонной связи, но оригинала документа, необходимого для предоставления в контролирующий орган предоставлено не было.
На основании вышеизложенного доводы указанные в жалобе ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" необоснованны.
Вместе с тем в ходе неплавной проверки в аукционной документации N 0321300168014000040 на право заключения муниципального контракта на поставку энтерального питания в 2014 году в количестве 2 наименований установлены следующие нарушения:
1. Подпункт а пункта 3.5.1. после слов "_ указание на товарный знак (его словесное обозначение)_" не содержит слов "(при наличии)".
2. Подпункт 2 пункта 3.6 содержит требование о декларации участником закупки его соответствия требованию, установленному пунктом 2.6 Документации (отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки), что не предусмотрено п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
3. Документация об электронном аукционе, утвержденная заказчиком, не содержит дат начала и окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе (раздел 4 документации об электронном аукционе), что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
4. В разделе 12. "Обеспечение исполнение контракта" в пункте 12.2., а также в контракте в разделе 5 - необходимо предоставить приложение к банковской гарантии, а именно заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию.
Согласно требованиям части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Как показала проверка, и анализ предоставленных документов в разделе 12 обеспечение исполнения контракта аукционной документации заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта, в том числе установлен такой способ обеспечений как банковская гарантия.
Далее в документации установлено, что обязательным приложением к банковской гарантии является заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию.
В соответствии с частью 13.2 раздела 13 аукционной документации в случае установления в настоящей документации требования об обеспечении исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта.
Из вышеизложенного следует, что при заключении контракта, в случае если участник закупки (победитель аукциона) выбирает способом обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию, то такой участник должен предоставить копия лицензии банка, выдавшего гарантию, что, по сути, является дополнительным требованием к участнику закупки, которое не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Более того, согласно требованиям части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Как следует Налогового Кодекса статьи 176.1 отсылает на статьи 74.1 настоящего кодекса.
Так, согласно требованиям части 3 статьи 74.1 Налогового Кодекса Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
При таких обстоятельствах, банк, который имеет право на выдачу банковских гарантий должен иметь наличие лицензии на осуществление банковских операций.
В свою очередь участник закупки не должен и не обязан прикладывать к банковской гарантии копию лицензии банка выдавшего гарантию, поскольку банк, который выдаёт банковские гарантии автоматически включен в перечень предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
5. Условия об ответственности сторон раздела 6 проекта государственного контракта документации об электронном аукционе не соответствует и нарушает требования частей 5, 7 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, Документация не соответствует и нарушает требования п. 1 ч. 3 ст. 66; п. ч. 5 ст. 66; п. 11 ч. 1 ст. 64; ч. 8 ст. 45 и ч. 5,7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Петровская ЦРБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300168014000040 на право заключения муниципального контракта на поставку энтерального питания в 2014 году в количестве 2 наименований - необоснованной.
2. Признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Петровская ЦРБ" нарушившим требования п. 1 ч. 3 ст. 66; п. ч. 5 ст. 66; п. 11 ч. 1 ст. 64; ч. 8 ст. 45 и ч. 5,7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ СК "Петровская ЦРБ" - обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Е.А. Соколов
И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июля 2014 г. N РЗ-1082-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2014