Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июля 2014 г. N 206
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Компания "ДальСтрой", на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории и устройству очистной станции водоснабжения по завершению капитального строительства объекта "Детский сад на 60 мест в п. Сита муниципального района имени Лазо Хабаровского края" (извещение N0322300039214000006),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0322300039214000006 размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 30.05.2014 в сроки, предусмотренные статьей 63 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет:
- 14 087 589 рублей.
11.06.2014 муниципальным заказчиком своевременно даны разъяснения положений аукционной документации согласно поступившим запросам.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.06.2014 N0322300039214000006-1, на участие в аукционе подано 11 заявок. Аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям аукционной документации, Закона о размещении заказов всех первых частей аукционных заявок.
По результатам аукциона лучшее ценовое предложение поступило от ООО "Компания "ДальСтрой" в размере 10 002 188 рублей 01 копейка. Второе место заняло ООО "Ваятель" с ценовым предложением в размере 10 072 625 рублей 96 копеек.
25.06.2014 аукционная комиссия, рассмотрев вторые части участников закупки (протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.06.2014 N0322300039214000006-3), приняла решение о несоответствии заявок ООО "Компания "ДальСтрой", ООО "Горспецстрой-Успех" требованиям документации об электронном аукционе, Закона о контрактной системе, в виду непредставления участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В жалобе заявитель указал на незаконные действия аукционной комиссией, в части отклонения их заявки по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов.
Отмечают, что аукционная заявка составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В установленные сроки от Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края поступил мотивированный отзыв по существу поданной жалобы.
Поясняют, что заявка заявителя отклонена на законных основаниях, указанных в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
Жалобу считают необоснованной.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно п. 10 "Единые требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" раздела II Информационная карта документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности является источником повышенной опасности для окружающих.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
Согласно частям 1, 4 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положениями статей 1, 55.3 и 55.4 ГрК РФ предусмотрено, что выдавать свидетельства о допуске вправе саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов (далее - Перечень N 624).
В пункте 10 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.
Следовательно, действие Перечня распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства.
Согласно Ведомости объемов работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта (приложение N 1 к Техническому заданию документации) потенциальному подрядчику, в том числе следует выполнить работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций мансард и элементов кровли.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Кроме того, в п. 10 "Единые требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" раздела II Информационная карта документации об электронном аукционе обоснованно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве, о допуске к видам работ, включенным в Перечень N 624.
Федеральный закон N 99-ФЗ, в соответствии с которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (пункт 15 части 1 статьи 12 Федеральный закон N 99-ФЗ), и Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, имеют иной предмет правового регулирования и не распространяются на строительную деятельность, которая регулируется ГрК РФ.
Перечень N 624 содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (раздел III) на объекте незавершенного строительства, при производстве которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляется государственный строительный надзор (части 1, 3, 7 статьи 54 ГрК РФ).
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению о лицензировании), утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ. При этом лицензирование деятельности, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьей 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Следовательно, деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (части 5, 6, 7 статьи 55.24 ГрК РФ).
При таких обстоятельствах, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что в аукционной документации установлены незаконные требования к участникам закупки, в части наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вышеуказанные действия муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края нарушают требования ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, а именно:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.06.2014 N0322300039214000006-3 заявка заявителя отклонена по причине непредставления лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Учитывая, что муниципальным заказчиком не законно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, аукционная комиссия муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, приняв решение о несоответствии заявок ООО "Компания "ДальСтрой", ООО "Горспецстрой-Успех", содержащих свидетельства СРО согласно предмету закупки, нарушила требования ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент).
В силу п. 3.37 Регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30, 63, 64, 69, 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.п. 3.37 регламента, комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "ДальСтрой" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории и устройству очистной станции водоснабжения по завершению капитального строительства объекта "Детский сад на 60 мест в п. Сита муниципального района имени Лазо Хабаровского края" (извещение N0322300039214000006) обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края нарушение требования ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края нарушение требования ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июля 2014 г. N 206
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2014