Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 июля 2014 г.
Резолютивная часть оглашена 15.07.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе "_"
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу ОАО "Юрьевстрой" (г.Юрьев-Польский) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту защитно-отделочного слоя рулонной кровли и ограждающих конструкций учебного корпуса N4 ВлГУ (N извещения 0328100003614000079), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - ОАО "Юрьевстрой" (далее - Общество, заявитель) "_", представителя заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых" (далее - ВлГУ, заказчик) "_".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
09.07.2014 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ОАО "Юрьевстрой" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту защитно-отделочного слоя рулонной кровли и ограждающих конструкций учебного корпуса N4 ВлГУ (N извещения 0328100003614000079).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
04.07.2014 ОАО "Юрьевстрой" была подана заявка на участие в электронном аукционе 0328100003614000079, зарегистрированная оператором электронной площадки под номером 17.
Аукционной комиссией было отказано в допуске заявителя к участию в аукционе по следующим основаниям: непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона N44-ФЗ: в составе заявки отсутствует указание на наименование места происхождения или производителя всех строительных материалов, которые будут использоваться при выполнении работ (отсутствует указание в отношении раствора готового кладочного цементного марки 100).
По мнению заявителя, заявка была отклонена необоснованно, т.к. заявка Общества полностью соответствовала требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что в данном случае участнику достаточно было предоставить только согласие на использование товара, предложенного в документации, с его характеристиками (57 номер позиции сметы). Такое согласие было предоставлено в заявке ОАО "Юрьевстрой".
При этом указаний на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, значения показателей характеристик (в том числе средняя плотность, подвижность) в отношении использования раствора готового кладочного цементного марки 100 при выполнении работ, в документации заказчика не было.
Представитель заказчика в обоснование правомерности действий аукционной комиссии заявил следующее.
К окончанию срока подачи заявок до 08 часов 15 минут (время московское) 04 июля 2014 года было подано 14 заявок на участие в электронном аукционе 0328100003614000079. Допущено к участию в электронном аукционе и признано участниками закупки 5 участников.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0328100003614000079 от 07.07.2014 г., заявка участника под порядковым номером 17 (ОАО "Юрьевстрой") была отклонена по следующему основанию: Непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона N44-ФЗ: в составе заявки отсутствует указание на наименование места происхождения или производителя всех строительных материалов, которые будут использоваться при выполнении работ (отсутствует указание в отношении раствора готового кладочного цементного марки 100).
Согласно п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с пп.3 п.3.5.1.1 документации об аукционе 0328100003614000079, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении договора на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
То есть указание в первой части заявки наименования происхождения или наименования производителя используемых при выполнении работ всех товаров - обязательное условие.
В пункте 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ также содержится императивное требование к предоставлению в первой части заявки, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, информации о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к аукциону заявки ОАО "Юрьевстрой", так как данная заявка не соответствовала императивному требованию статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и положениям пункта 3.5.1.1 аукционной документации.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0328100003614000079 от 07.07.2014 г. следует, что комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику N17 ОАО "Юрьевстрой" по следующему основанию: Непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона N44-ФЗ: в составе заявки отсутствует указание на наименование места происхождения или производителя всех строительных материалов, которые будут использоваться при выполнении работ (отсутствует указание в отношении раствора готового кладочного цементного марки 100).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:
- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В силу подпункта 3 пункта 3.5.1.1. раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении договора на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:
- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Подпункт 4.1.2 пункта 4.1 раздела 4 аукционной документации гласит: "Если участником закупки предлагаются товары с товарными знаками, отличными от тех, которые содержатся в документации, он должен указать конкретные значения показателей предлагаемых к поставке товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и их товарные знаки (при наличии). Его словесное обозначение (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, при этом количество и наименования показателей товаров, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать количеству и наименованиям показателей товара, установленным в Техническом задании. Если Техническим заданием предусмотрена комплектность товара, участник закупки должен в обязательном порядке в своем предложении предоставить сведения о комплектации товара. Эквивалентность предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Техническом задании. Согласие в этом случае не предоставляется!".
Так же подпункт 4.1.3 пункта 4.1 раздела 4 аукционной документации предполагает, что: "Если документация не содержит указания на товарные знаки требуемых к поставке товаров, но содержит характеристики таких товаров, установленные заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, участник закупки в первой части заявки должен указать конкретные значения показателей предлагаемых к поставке товаров, соответствующие значениям показателей, установленным документацией об электронном аукционе, и их товарные знаки (при наличии). Его словесное обозначение (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, при этом наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Техническом задании. Если Техническим заданием предусмотрена комплектность товара, участник закупки должен в обязательном порядке в своем предложении предоставить сведения о комплектации товара. Соответствие предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Техническом задании. Согласие в этом случае не предоставляется!".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В качестве приложения к аукционной документации заказчиком опубликована ведомость объемов работ "Капитальный ремонт защитно-отделочного слоя рулонной кровли и ограждающих конструкций учебного корпуса N4 ВлГУ".
Также в качестве приложения к аукционной документации заказчиком опубликована Локальная смета N1/1 и Локальный ресурсный сметный расчет к Локальной смете N1/1.
На основании указанных документов заказчик обосновал начальную (максимальную) цену контракта в порядке статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, указанный Локальный ресурсный сметный расчет содержит информацию о видах и объемах работ, являющихся объектом закупки.
Данный документ содержит сведения о товарах, которые надлежит использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает особенностей документарного оформления приложения к аукционной документации, представляющего собой источник информации о товарах, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Таким образом, следует вывод о том, что Локальный ресурсный сметный расчет, являющийся необъемлемой частью аукционной документации (приложением к ней) и содержащий указание на товары, используемые при выполнении работ и их показатели (характеристики), их минимальные и максимальные значения, представляется допустимым в качестве источника информации о товарах, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Проанализировав первую часть заявки на участие в электронном аукционе заявителя, Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок установила в ней непредставление информации о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара по раствору готовому кладочному цементному марки 100 (позиция 57 (код ресурса С402-0004) раздела "Материальные ресурсы" Локального ресурсного сметного расчета к Локальной смете N1/1 аукционной документации).
В соответствии с п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно приняла решение о признании заявки ОАО "Юрьевстрой" не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и аукционной документации.
Вместе с тем, следует отметить, что, помимо отсутствия указанной информации, в рассматриваемой заявке ОАО "Юрьевстрой" отсутствовала информация о конкретных показателях товара "раствор готовый кладочный цементный марки 100", как того требует пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и вышеприведенные положения аукционной документации. Указанное обстоятельство не было отражено в протоколе рассмотрения аукционных заявок от 07.07.2014.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о неполном соответствии рассматриваемой аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Локальный ресурсный сметный расчет содержит сведения о товарах, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки.
Однако ряд товарных позиций, упомянутых в названном приложении к аукционной документации, не содержит показателей (характеристик) товара, их минимальных, максимальных значений, как того требует часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
А именно:
- С101-0311 Каболка,
- С101-0856 Рубероид кровельный с пылевидной посыпкой марки РКП-3506,
- С101-1355 Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся,
- С101-1759 Герметик силиконовый для наружных швов,
- С101-1805 Гвозди строительные,
- С101-2472 Растворитель марки N646,
- С101-2696 Нетканый геотекстиль Дорнит 300г/м2,
- С101-8076 Герметик полиуретановый "Эмфимастика PU-25" однокомпонентный,
- С104-0228 Плиты из экструдированного пенополистирола КТплэкс 30,
- С201-0856 Хомуты стальные,
- С402-0004 Раствор готовый кладочный цементный марки 100.
Принимая во внимание данное обстоятельство, а так же тот факт, что локальный ресурсный сметный расчет исключает произвольное его дополнение информацией и сведениями со стороны заказчика, Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, представляющие собой наименование товара, его товарный знак (при наличии такового), а так же показатели (характеристики) товара, их минимальные и максимальные значения, должны присутствовать в составе аукционной документации.
Кроме того, некоторые из вышеуказанных товарных позиций содержат указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", как того требует статья 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Оформление указанных сведений и информации о товарах целесообразно производить в виде отдельного документарного приложения к аукционной документации.
Таким образом, аукционная документация объективно требует необходимых дополнений и корректировок в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Юрьевстрой" (г.Юрьев-Польский) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту защитно-отделочного слоя рулонной кровли и ограждающих конструкций учебного корпуса N4 ВлГУ (N извещения 0328100003614000079) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2014