Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 августа 2014 г.
Резолютивная часть оглашена 22.08.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу ООО "ЭкоГрад" (г.Ковров) на действия заказчика, комиссии при проведении электронного аукциона на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов спецтранспортом из контейнера и бункера для нужд ГБУСОВО "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (N извещения 0128200000114005475), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГБУСОВО "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов", заказчик) "_", представителя уполномоченного органа - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - ДИЗО АВО, уполномоченный орган) "_", представителя заявителя ООО "ЭкоГрад" (далее - Общество, заявитель) "_".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
15.08.2014 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭкоГрад" на действия заказчика, комиссии при проведении электронного аукциона на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов спецтранспортом из контейнера и бункера для нужд ГБУСОВО "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (N извещения 0128200000114005475).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
ООО "ЭкоГрад" была подана заявка на участие в электронном аукционе 0128200000114005475, зарегистрированная оператором электронной площадки под номером 1.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в указанном аукционе заявка Общества была отклонена по следующим основаниям: п.45 Информационной карты электронного аукциона, п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - не предоставление документов (отсутствует копия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности), предусмотренных п.1 ч.1 ст.31-ФЗ-44.
На стадии подачи заявок ООО "ЭкоГрад" был сделан запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе, в частности вопрос по факту достаточности предоставления с учетом предмета аукциона в комплекте документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации, копии договора со специализированной организацией, на объектах которой будут размещены вывозимые отходы, и лицензии данной организации. На данный запрос было получено разъяснение от заказчика, из которого следует, что достаточно будет предоставление в комплекте документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации, копии договора со специализированной организацией, на объектах которой будут размещены вывозимые отходы, и лицензии данной организации.
По мнению заявителя, комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "ЭкоГрад", поскольку ко второй части заявки Общества были приложены документы, соответствующие требованиям документации с учетом разъяснений заказчика - копия договора со специализированной организацией ООО "СпецТехАвто", на объектах которой будут размещены вывозимые отходы, и копия лицензии данной организации на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Также заявитель обжалует действия заказчика по предоставлению вышеуказанных разъяснений, повлекших за собой отклонение заявки Общества.
На основании изложенного заявитель просит признать незаконным решение аукционной комиссии о признании второй части заявки ООО "ЭкоГрад" на участие в электронном аукционе N 0128200000114005475 не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и аукционной документации.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель ДИЗО АВО заявил следующее.
При проведении электронного аукциона аукционная комиссия рассматривает в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторые части заявок участников закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе, а также содержащиеся в реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике закупки, подавшем такую заявку на участие в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0128200000114005475 от 07.08.2014, были рассмотрены вторые части заявок двух участников электронного аукциона. Заявка участника с порядковым номером 1 (ООО "ЭкоГрад") не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе. Основанием для отклонения заявки является следующее: п.45 Информационной карты электронного аукциона, п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - не предоставление документов (отсутствует копия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности), предусмотренных п.1 ч.1 ст.31-ФЗ-44.
Данным участником аукциона N 0128200000114005475 не была предоставлена во второй части заявки копия лицензии, установленная в соответствии с требованиями при осуществлении указанной закупки, в связи с чем уполномоченный орган считает законным и обоснованным решение, принятое аукционной комиссией.
Представители заказчика ГБУСОВО "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" пояснили следующее.
В соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности заказчик установил в пункте 45 Информационной карты электронного аукциона на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов спецтранспортом из контейнера и бункера для нужд ГБУСОВО "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (N извещения 0128200000114005475) требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии. При этом была в данном пункте документации была допущена опечатка - вместо "размещению отходов I-V класса опасности" следовало указать "размещению отходов I-IV класса опасности".
На запрос ООО "ЭкоГрад" заказчиком 25.07.2014 было дано разъяснение в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона 0128200000114005475 от 07.08.2014 следует, что комиссия приняла решение о признании заявки ООО "ЭкоГрад" несоответствующей по основаниям: п.45 Информационной карты электронного аукциона, п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - не предоставление документов (отсутствует копия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности), предусмотренных п.1 ч.1 ст.31-ФЗ-44.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ, действовавшей на момент утверждения документации об электронном аукционе N 0128200000114005475 - 07.05.2014, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пп.2 п.13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе N 0128200000114005475 установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 5.2 настоящей документации (при наличии таких требований), или копии этих документов.
В подпункте 1 пункта 5.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе N 0128200000114005475 установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки на электронном аукционе, в том числе требованиям, установленным в Информационной карте электронного аукциона.
В пункте 45 Информационной карты электронного аукциона N 0128200000114005475 перечислены документы и информация, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством к лицам, оказывающим услуги, являющиеся предметом закупки: копия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности.
Проанализировав вторую часть заявки ООО "ЭкоГрад" на участие в электронном аукционе N 0128200000114005475, Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что ко второй части заявки ООО "ЭкоГрад" была приложена копия договора с ООО "СпецТехАвто" и копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности серия 033 N 00069 от 18.11.2011 г., выданной ООО "СпецТехАвто". То есть лицензия выдана не самому участнику закупки, а третьему лицу. Кроме того, представлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Таким образом, в заявке ООО "ЭкоГрад" не содержится копия лицензии на осуществление участником закупки (ООО "ЭкоГрад") деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности, требуемая заказчиком.
На основании п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.1, 3 - 5, 7 и 8 ч.2 ст.62, ч.3 и 5 ст.66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
С учетом вышеизложенного, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно приняла решение о признании заявки ООО "ЭкоГрад" не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Порядок разъяснения положений документации об электронном аукционе регламентирован статьей 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, заказчик разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе 0128200000114005475 25.07.2014 в соответствии с указанной статьей Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Однако разъяснения положений документации о закупке не являются составной частью аукционной документации, в которой установлены императивные требования к объекту закупки, а так же к участнику такой закупки.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона 0128200000114005475 от 07.08.2014 следует, что аукционная комиссия приняла решение о признании заявки участника N2 ООО "УК "УНР-17" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Однако вторая часть заявки ООО "УК "УНР-17" на участие в электронном аукционе N 0128200000114005475 содержит копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, что не соответствует требованиям, установленным документацией. Следовательно, вторую часть заявки ООО "УК "УНР-17" следовало признать не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, аукционной комиссией было нарушено требование п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ), под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в редакции, действующей до 24.06.2012, лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Вместе с тем, в силу подпункта "б" пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ изложен в следующей редакции: лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" названный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования 25.06.2012 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.06.2012).
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяет Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее по тексту - Положение от 28.03.2012 N 255).
По пункту 1 Положения от 28.03.2012 N 255, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Согласно Перечню работ составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, являющемуся приложением к Положению от 28.03.2012 N 255, лицензируемая деятельность включала в себя сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I, II, III, IV классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255", вступившим в силу с 19.02.2013, пункты 1 - 8 из перечня работ, составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, исключены.
Таким образом, из перечня лицензируемых видов деятельности исключена деятельность по сбору и использованию отходов I - IV классов опасности.
С учетом изложенного, заказчиком, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требований действующего законодательства о лицензировании, неправомерно установлено в аукционной документации требование о предоставлении участниками закупки копии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности. По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, положениям действующего законодательства может отвечать лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (а также лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданная до 19.12.2013, срок действия которой не истек).
Следовательно, аукционная документация требует необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоГрад" (г.Ковров) на действия заказчика, комиссии при проведении электронного аукциона на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов спецтранспортом из контейнера и бункера для нужд ГБУСОВО "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (N извещения 0128200000114005475) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 августа 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2014