Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 29 июля 2014 г. N Г-496-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - заместителя начальника отдела,
Сергеева А.А. - специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Авангард" (г. Иваново) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов на поставку строительных материалов для нужд ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области (извещение N 0328100017714000044) в присутствии представителя государственного заказчика ФКУ ИК-УФСИН России по Владимирской области Правдухина С.В. (доверенность N 34/5111 от 29.07.2014).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-496-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Авангард" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов для нужд ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области.
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно отказала в доступе к участию в указанном электронном аукционе заявке ООО "Авангард" на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе - в первой части заявки отсутствует указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Требование об указании на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара предусмотрены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Между тем, согласно с частью 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому представляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Пункт 1 статьи 1518 ГК РФ предусматривает признание и охрану наименования места происхождения товара в силу государственной регистрации такого наименования. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами или юридическими лицами.
Регистрация наименования места происхождения товара является правом лица. Следовательно, наряду с наименованиями, имеющими правовую охрану в силу гражданского законодательства, существует ряд наименований мест происхождений товаров, не обладающих такой охраной. Иными словами, использование незарегистрированного обозначения в рамках гражданского оборота допускается, но не порождает никаких исключительных прав на такое наименование.
Таким образом, наименование места происхождения товара является самостоятельной категорией независимо от признания её путем государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и требованиями подпункта 7.3.1 раздела 1 "Общие положения документации об аукционе" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование места происхождения товара или наименование производителя. При этом статьей 66 Закона о контрактной системе не установлено требование о том, что месту происхождения товара должна быть предоставлена правовая охрана.
В составе первой части заявки ООО "Авангард" были указаны незарегистрированные наименования места происхождения товара "наливной пол" и "грунт бетоноконтракт", а именно - Российская Федерация. В отношении иных товаров (эмали ПФ-115 четырех различных цветов) содержалось указание на производителя товара, что, соответственно, исключает необходимость указания наименования места происхождения товаров.
Между тем, по мнению заявителя, заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в электронном аукционе является неправомерным.
Данное утверждение подтверждается практикой федеральных органов исполнительной власти на осуществление контроля в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит признать действия комиссии государственного заказчика не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, осуществить повторное рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, осуществить внеплановую проверку действий заказчика.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
Основанием для отклонения первой части заявки ООО "Авангард" послужил факт отсутствия в двух позициях товара указаний на место происхождения товара, в соответствии с требованиями пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в первой части заявки отсутствует указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Требование об указании на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара предусмотрены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Вместо требуемой законодательством информации ООО "Авангард" в двух позициях товара указало страну происхождения - Российская Федерация. По мнению ряда территориальных органов УФАС России наименование места происхождения товара и страна происхождения товара (например, Россия) не являются тождественными. Так, по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области отображенном в решении от 22.05.2014 N 08-01-170 "в связи, с чем указание в первой части заявки страны происхождения товара не свидетельствует о соблюдении участником закупки указанной нормы Закона N 44-ФЗ. Таким образом, в случае отсутствия у товара наименования места происхождения товара в первой части заявки участником закупки должен быть указан производитель товара (наименование юридического лица, производящего товар)".
Согласно части 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому представляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, абзацем первом настоящего пункта. В соответствии с частью 1 статьи 58 ГК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Также, по мнению Якутского УФАС России, отображенном в решении от 14.05.2014 года, по смыслу статьи 1516 ГК РФ наименование места происхождения товара определяется следующими признаками:
- наименование страны или другого географического объекта;
- товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;
- четкая связь (ассоциация) между данным товаром и указанным географическим объектом.
По общему правилу правовая охрана наименования места происхождения товара в
Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус наименования места происхождения товара не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Следовательно, указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования места происхождения товара (Россия, США, Нидерланды, КНР) не является наименованием места происхождения товара.
Таким образом, в рассматриваемом случае ООО "Авангард" указало в составе первой части страну происхождения товара, а не наименование места происхождения товара.
Учитывая вышеизложенное, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО "Авангард" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу пунктов 1, 2 части 4, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при поставке товара должна содержать информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В заявке ООО "Авангард" на участие в электронном аукционе на поставку строительных материалов для нужд ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области по позициям "Наливной пол" и "Грунт бетоноконтакт" имеется указание на место происхождения предлагаемого к поставке товара - Российская Федерация.
По мнению Комиссии, довод государственного заказчика в обоснование причины отказа в допуске к участию в указанном электронном аукционе первой части заявки ООО "Авангард", на положения части 1 статьи 1516 ГК РФ, является несостоятельным, ввиду того, что данная статья регулирует отношения, связанные с применением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а не отношения в сфере законодательства о закупках.
В силу изложенного, Комиссия считает отказ в допуске к участию в электронном аукционе на поставку строительных материалов для нужд ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области заявки ООО "Авангард" по причине не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов для нужд ФКУ ИК-3 УФСИН России обоснованной.
2. Вынести в отношении государственного заказчика, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Д.В. Миронов
А.А. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 29 июля 2014 г. N Г-496-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2014