Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 июля 2014 г. N 815
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Киселева Л.О. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Пересторонина И.В. |
- |
представителя департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (доверенность N01-64/Д от 09.01.2014), заместителя председателя конкурсной комиссии, |
- Краснова И.М. |
- |
представителя департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (доверенность N01-166/Д от 11.04.2014), |
- Боярова Д.С. |
- |
члена конкурсной комиссии, |
- Костюниной Н.В. |
- |
директора ООО "Нижегородская мебельная фабрика", |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская мебельная фабрика" (далее также - ООО "Приволжская мебельная фабрика", заявитель) на действия конкурсной комиссии департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (далее также - конкурсная комиссия) при определении поставщика путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта на поставку товаров для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Приволжская мебельная фабрика" на действия конкурсной комиссии департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на поставку ученической мебели в учреждения образования города Нижнего Новгорода в 2014 году NОК-310.14, номер извещения 0132300007514000434 (далее также - открытый конкурс).
По мнению заявителя, конкурсная комиссия департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода нарушила порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, что противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "Приволжская мебельная фабрика" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода, член конкурсной комиссии и директор ООО "Нижегородская мебельная фабрика" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "Приволжская мебельная фабрика" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, пришла к следующим выводам.
1) 05.06.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта на поставку ученической мебели в учреждения образования города Нижнего Новгорода в 2014 году NОК-310.14 и конкурсная документация.
Заказчиком данной закупки выступает департамент образования администрации города Нижнего Новгорода; уполномоченным органом - департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода.
Предметом контракта является поставка ученической мебели в учреждения образования города Нижнего Новгорода в 2014 году с начальной (максимальной) ценой контракта 7 398 924,00 рубля.
2) Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Информация, указанная в извещении о проведении открытого конкурса, также должна содержаться и в конкурсной документации (часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).
В пункте 17 раздела I "Общие условия конкурса" конкурсной документации департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода установлено такое требования к участникам закупки как правомочность участника закупки заключать контракт. Между тем с 04.06.2014 пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу. Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.06.2014.
Следовательно, заказчик нарушил положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в данной части.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьёй 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по её заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу раздела III "Предложения об условиях исполнения контракта" Формы "Заявка на участие в конкурсе" (Приложения 1 к конкурсной документации) участник закупки в конкурсной заявке должен указать цену контракта и квалификацию участника закупки. Однако данной Формой не установлено, что участник закупки должен указать в своей заявке срок поставки и срок предоставления гарантии качества. Срок поставки и срок предоставления гарантии качества являются условиями исполнения контракта и критериями оценки заявок.
Необходимо отметить, что рассматриваемое нарушение повлияло на результаты определения поставщика: ООО "Балчуг" в своей заявке не указало предлагаемый срок поставки товара и срок предоставления гарантии качества, вследствие чего общество по указанным критериям получило 0 баллов.
Изложенное свидетельствует о нарушении департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода требований части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных названной статьёй критериев или их величин значимости, установленных частью 6 названной статьи и в соответствии с частью 8 названной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования названной части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В пункте 27 раздела I "Общие условия конкурса" конкурсной документации муниципальным заказчиком определены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, а именно:
- цена контракта, значимость 60%;
- срок поставки, значимость 30%;
- срок предоставления гарантии качества, значимость - 10%.
Из изложенного следует, что критерии заявок на участие в открытом конкурсе и их значимость, установленные департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода не соответствуют положениям части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и названным Правилам.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что заказчик при определении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе и порядка оценки воспользовался Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N722, вместо Правил в редакции от 28.11.2013.
Данные критерии (срок поставки и срок предоставления гарантии качества) также не могут быть рассмотрены в качестве показателей критерия "квалификация участников закупки", так как не раскрывают содержание такого критерия.
Следовательно, разработав конкурсную документацию подобным образом, департамент образования администрации города Нижнего Новгорода нарушил требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и положения пунктов 4, 11, 22 и 28 Правил.
4) 26.06.2014 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе NОК-310.14 от 26.06.2014. Согласно данному протоколу для участия в открытом конкурсе подали заявки ООО "КВОРУС", Ордена "Знак Почёта" ЗАО "ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ", ООО "Балчуг", ООО "Нижегородская мебельная фабрика", ООО "Приволжская мебельная фабрика" и ООО "Меттэмпласт-НН".
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не установлено.
5) 07.07.2014 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, результаты которой зафиксированы в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе NОК-310.14 от 07.07.2014.
В соответствии с протоколом NОК-310.14 от 07.07.2014 все шесть участников закупки, подавшие заявки на участие в конкурсе, допущены к участию в открытом конкурсе.
Победителем открытого конкурса признано ООО "Нижегородская мебельная фабрика" набравшее 55,38 балла. ООО "Приволжская мебельная фабрика" набрало 54,66 балла.
В силу части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признаётся участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с пунктом 23 Правил, в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) являются наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 названных Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi=КЗ100
(Кi/Кmax).
В пункте 10.3 протокола NОК-310.14 от 07.07.2014 указано, что рейтинг по критерию "срок предоставления гарантии качества" не может превышать 10 баллов. При этом конкурсная комиссия всем заявкам по рассматриваемому критерию (кроме ООО "Балчуг") присвоила 10 баллов.
Данный факт противоречит требованиям пункта 27 раздела I "Общие условия конкурса" конкурсной документации, согласно которому при оценке заявок по сроку предоставления гарантии качества лучшим условием исполнения муниципального контракта признаётся предложение в заявке с наибольшим сроком предоставления гарантии качества товара; оценка заявок по рассматриваемому критерию должна осуществляться по формуле RGi=(Gi-Gmin)/Gmin100.
Из изложенного следует, что конкурсная комиссия департамент образования администрации города Нижнего Новгорода нарушила требования части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и пункта 23 Правил.
Таким образом, жалоба ООО "Приволжская мебельная фабрика" признаётся обоснованной.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать уполномоченному органу, заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку допущенные заказчиком - департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода - нарушения части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и пунктов 4, 11, 22 и 28 Правил являются существенными, повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что в данном конкретном случае такие нарушения могут быть устранены только путём внесения изменений в конкурсную документацию, что указывает на необходимость выдачи уполномоченному органу и заказчику соответствующего предписания.
В связи с тем, что протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса, также подлежат отмене, конкурсной комиссии выдаётся соответствующее предписание.
Руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская мебельная фабрика" на действия конкурсной комиссии департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на поставку ученической мебели в учреждения образования города Нижнего Новгорода в 2014 году NОК-310.14, номер извещения 0132300007514000434, обоснованной.
2. Признать департамент образования администрации города Нижнего Новгорода нарушившим положения части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктов 4, 11, 22 и 28 Правил.
3. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и положения пункта 23 Правил.
4. Выдать уполномоченному органу, заказчику и конкурсной комиссии предписание об утранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Л.О. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 июля 2014 г. N 815
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2014