Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июля 2014 г. N 1432
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии представителя Казенного учреждения Администрация Заларинского муниципального образования (далее - заказчик), Муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Заларинский район" (далее - уполномоченный орган) - <_> (доверенности от 10.07.2014 г. N 5, от 11.07.2014 г. N 1262); представителя Общества с ограниченной ответственностью "СибСтройРесурс" (далее - ООО "СибСтройРесурс", заявитель) - <_>(доверенность от 01.07.2014 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "СибСтройРесурс" на действия заказчика, связанные с отказом от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог 1-го пускового комплекса по ул. Дзержинского, Куйбышева в р.п. Залари, Заларинского района Иркутской области (далее - электронный аукцион).
В своей жалобе заявитель считает неправомерным решение заказчика, аукционной комиссии о признании ООО "СибСтройРесурс" уклонившимся от заключения контракта, так как ООО "СибСтройРесурс" сделало все попытки к заключению муниципального контракта, в частности, направило подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта - банковскую гарантию N БГ 161109810-2014 от 20.06.2014 г., выданную ЗАО АКБ "ВладиКомБанк", которая прошла проверку в Федеральном казначействе и размещена в реестре банковских гарантий под N 0ВQ01343000702140001.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения, в соответствии с которыми доводы жалобы считают необоснованными, а действия заказчика, аукционной комиссии правомерными, указывая, что в реестре банковских гарантий содержатся недостоверные сведения о банковской гарантии в части наименования заказчика. Кроме того, в представленной банковской гарантии отсутствует указанное в ней приложение: заверенная копия лицензия ЦБ РФ на имя Гаранта с перечнем банковских операций, право на осуществление которых предоставляется кредитной организацией.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, уполномоченного органа, установила следующее.
Уполномоченным органом 30.04.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0134300070214000039 и документация об электронном аукционе "Капитальный ремонт автомобильных дорог 1-го пускового комплекса по ул. Дзержинского, Куйбышева в р.п. Залари, Заларинского района Иркутской области" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 80 920 920 рублей.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.05.2014 г. подано 10 заявок от участников закупки.
По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе к участию в электронном аукционе допущено 9 участников закупки.
В ходе проведения электронного аукциона 22.05.2014 г. наилучшее предложение о цене контракта сделал участник с порядковым номером 3 - ООО "СибСтройРесурс", предложив цену контракта в размере 60 690 690 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.05.2014 г. ООО "СибСтройРесурс" признано победителем электронного аукциона.
В силу ч. 1 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Часть 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
23.06.2014 г. ООО "СибСтройРесурс" направил заказчику подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта в виде банковской гарантии N БГ 161109810-2014 от 20.06.2014 г., выданной ЗАО АКБ "Владикавказский Коммерческий Банк".
Комиссией установлено, что сведения о представленной заявителем банковской гарантии N БГ 161109810-2014 от 20.06.2014 г. включены банком в реестр банковских гарантий 23.06.2014 г. под номером 0BQ01343000702140001.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий (ч. 11 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ).
Указанные в ч. 8 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, а также требования к порядку ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий установлен Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 1005 ведение реестра и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство.
Пункт 2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 г. N 126н "О порядке формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий" устанавливает, что информация и документы, включаемые в реестр банковских гарантий формируются:
- банками, выдающими банковские гарантии, используемые для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- заказчиками, являющимися бенефициарами по банковским гарантиям.
Формирование банками, выдающими банковские гарантии, и заказчиками информации и документов, включаемых в реестр, осуществляется с использованием федеральной информационной системы Федерального казначейства, доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", после прохождения процедуры регистрации в информационной системе в порядке, установленном для регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 3 Приказа Минфина России N 126н).
В силу п. 7 Приказа Минфина России N 126н персональную ответственность за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет уполномоченное от имени банка и/или заказчика лицо, чьей электронной подписью подписаны соответствующие сведения.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ N 1005 Федеральное казначейство в течение 3 часов с момента включения банком информации и документов в реестр обеспечивает в автоматическом режиме проверку:
а) наличия информации и документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
б) соответствия порядка формирования информации и документов порядку, установленному в соответствии с пунктами 8 и 18 настоящих Правил.
В случае положительного результата проверки информация и документы, впервые представляемые банком по выданной банковской гарантии, формируют реестровую запись, которой Федеральное казначейство присваивает уникальный номер. При представлении банком измененных информации и документов, ранее сформированной реестровой записи присваивается соответствующий порядковый номер и реестровая запись обновляется. В случае отрицательного результата проверки информация и документы не формируют (не обновляют) реестровую запись, о чем банк уведомляется Федеральным казначейством в течение 3 часов посредством направления в электронной форме протокола, содержащего сведения о выявленных несоответствиях (п. 10 Постановления Правительства РФ N 1005).
Таким образом, сведения о банковской гарантии в реестре банковских гарантий размещается банком, выдавшим данную гарантию, который несет ответственность за достоверность размещенных в реестре информации и документов. Проверку информации и порядок формирования такой информации осуществляет Федеральное казначейство.
Комиссией установлено, что в реестре банковских гарантий в карточке банковской гарантии с реестровой записью N 0BQ01343000702140001 в строке "Информация о заказчике-бенефициаре" указано "муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Залариский район"". При этом, в соответствии с документацией об аукционе заказчиком является Казенное учреждение Администрация Заларинского муниципального образования.
Сканированная копия банковской гарантии N БГ 161109810-2014 от 20.06.2014 г., прикрепленная во вкладке "Документы" реестровой записи N 0BQ01343000702140001 содержит верное указание заказчика.
Направленная заявителем одновременно с подписанным проектом контракта банковская гарантия является идентичной размещенной в реестре банковских гарантий.
В силу ч. 5 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный ч. 5 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (ч. 7 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ).
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика, уполномоченного органа пояснил, что заказчик письмом от 25.06.2014 г. N 528, направленным на электронную почту заявителя по адресу sibstroyresurs2007@mail.ru, отказался в принятии банковской гарантии, представленной ООО "СибСТройРесурс".
30.06.2014 г. заказчик, аукционная комиссия формируют протокол отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона.
Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
При этом, ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ определяет единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен установить при осуществлении закупки.
Часть 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ указывает на право Правительства Российской Федерации к установлению дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Заказчик, аукционная комиссия в качестве сведений о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, со ссылкой на ч. 4 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ указывают, что в реестре банковских гарантий содержатся недостоверные сведения о банковской гарантии в части наименования заказчика, а также отсутствие указанного в банковской гарантии приложения - копии лицензии ЦБ РФ на имя Гаранта с перечнем банковских операций, право на осуществление которых предоставляется кредитной организации.
Однако, Федеральный закон N 44-ФЗ не предусматривает в качестве основания для отказа от заключения контракта наличие недостоверных сведений в реестре банковских гарантий.
Ссылка в протоколе отказа от заключения контракта на то, что в представленной с контрактом банковской гарантии отсутствует приложение, является также необоснованной, поскольку в установленных Федеральным законом N 44-ФЗ требованиях к банковской гарантии не предусмотрены какие-либо приложения к банковской гарантии. Кроме того, в самой банковской гарантии N БГ 161109810-2014 от 20.06.2014 г. отсутствует ссылка на то, что приложение является неотъемлемой частью гарантии.
На основании вышеизложенного, Комиссия приход к выводу, что заказчик, аукционная комиссия неправомерно приняли решение об отказе от заключения контракта с ООО "СибСтройРесурс", следовательно, заказчиком, аукционной комиссией допущено нарушение ч. 9 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жадобу ООО "СибСтройРесурс" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, аукционной комиссии нарушение ч. 9 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем отмены протокола отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона от 30.06.2014 г.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июля 2014 г. N 1432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2014