Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 июля 2014 г. N КС-189/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.Е. Балуева |
ВРИО руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г. Киселевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей ООО "Кадастровый инженер" - Д.В. Демчука (по доверенности от 13.06.2014 N 114), А.В. Василькова (по доверенности от 21.07.2014 N 119); представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области - О.А. Кашарной (по доверенности б/н от 21.07.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Кадастровый инженер" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок (извещение N 0135100002514000060) на выполнение кадастровых работ с выполнением (организацией) работ по технической текущей (плановой) инвентаризации и технического учета объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности (далее - Запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
16.07.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 5686 от 16.07.2014) на действия Уполномоченного органа при проведении Запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Котировочные заявки подали две организации - ООО "Кадастровый инженер", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Калининградского филиала.
09.07.2014 Заказчиком проведено рассмотрение и оценка заявок по Запросу котировок.
В результате рассмотрения представленных котировочных заявок комиссия Заказчика не приняла к рассмотрению котировочную заявку ООО "Кадастровый инженер" в связи с тем, что заявка не соответствует пункту 17 Извещений, а именно - заявка участника подана на двух листах, не прошита, не пронумерована, и на прошивке не заверена подписью участника закупки либо его представителем и печатью участника закупки.
С вышеуказанным решением комиссии Заказчика ООО "Кадастровый инженер" не согласно и считает его незаконным по следующим основаниям.
В статьях 42 и 73 Закона о контрактной системе указан исчерпывающий перечень информации, которую Заказчик имеет право размещать в извещении о проведении закупки. К такой информации не относятся требования к определенному оформлению заявке (прошивка тех или иных документов, содержащихся в заявке участника и т.д.).
Заявитель также полагает, что именно цена является самым важным фактором при определении поставщика в форме запроса котировок.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Извещение об осуществлении закупки, по мнению Заказчика, в полной мере соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В силу статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона о контрактной системе.
Согласно статье 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Во исполнение вышеуказанных требований действующего законодательства Российской Федерации Заказчиком в пункте 17 извещения о проведении Запроса котировок установлено требование к форме заявки - "Заявка на участие в запросе котировок (далее - котировочная заявка) подается в письменной форме или в форме электронного документа.
При подаче котировочной заявки в письменной форме индивидуальным предпринимателем:
- Участник закупки заполняет котировочную заявку по форме, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим пунктом настоящего извещения;
- Котировочная заявка подаваемая в письменной форме должна быть подписана Участником закупки или его уполномоченным представителем, в частности:
- если Участником закупки является индивидуальный предприниматель - котировочная заявка подписывается непосредственно данным индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности.
В случае если котировочная заявка индивидуального предпринимателя насчитывает более одного листа, все листы должны быть прошиты, пронумерованы и на прошивке заверены подписью Участника закупки либо его представителем.
При подаче котировочной заявки в письменной форме юридическим лицом:
- Участник закупки заполняет котировочную заявку по форме, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим пунктом настоящего извещения;
Если Участником закупки является юридическое лицо - котировочная заявка подписывается лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, или уполномоченным представителем юридического лица, действующим на основании доверенности.
В случае если котировочная заявка юридического лица насчитывает более одного листа, все листы должны быть прошиты, пронумерованы, и на прошивке заверены подписью Участника закупки либо его представителем и печатью Участника закупки.
Полномочия представителей Участников закупки - юридического лица должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. К котировочной заявке рекомендуется приложить доверенность, подтверждающую полномочия Участника закупки либо ее заверенную копию.
Котировочные заявки, поданные после окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в п.18 настоящего извещения, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются Участникам закупки, подавшим такие заявки.
При подаче заявки в форме электронного документа: Участник закупки заполняет котировочную заявку по форме, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим пунктом настоящего извещения. Участник закупки заверяет котировочную заявку неквалифицированной или квалифицированной электронной подписью (далее по тексту - ЭП) Участника закупки/ уполномоченного представителя Участника закупки в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Заявка в форме электронного документа должна быть подписана Участником закупки или его уполномоченным представителем, в частности:
- если Участником закупки является индивидуальный предприниматель - котировочная заявка подписывается непосредственно данным индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности;
- если Участником закупки является юридическое лицо - котировочная заявка подписывается лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, или уполномоченным представителем юридического лица, действующим на основании доверенности.
Заявка направляется Участником закупки электронным письмом посредством электронной почты, по адресу, указанному в п.18 настоящего извещения.
При выборе способа подачи котировочной заявки в форме электронного документа Участник закупки должен учесть, что Заказчик не несет ответственности за утерю или несвоевременное получение котировочной заявки, направленной Участником закупки по электронной почте, если причинами являются любые технические или организационные препятствия, возникшие по независящим от Заказчика обстоятельствам, а также в случае если технические и программные средства автоматической защиты информации Заказчика обнаружили, что электронное письмо с котировочной заявкой, заражено компьютерными вирусами".
Требование о прошивке листов заявки, а также их нумерации и заверении подписью Участника закупки либо его представителем и печатью Участника закупки обусловлены целями защиты документа об замены (в том числе, изъятия отдельных листов заявки).
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.06.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0135100002514000060 на выполнение кадастровых работ с выполнением (организацией) работ по технической текущей (плановой) инвентаризации и технического учета объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.
Начальная (максимальная) цена контракта - 260 000,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В силу части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, Комиссия считает, что нормами Закона о контрактной системе предусмотрены следующие формы подачи заявок на участие в запросе котировок: письменная (в запечатанном конверте) и электронный документ.
Вместе с тем, в пункте 17 извещения Заказчиком установлены следующие требования к форме заявки - "Заявка на участие в запросе котировок (далее - котировочная заявка) подается в письменной форме или в форме электронного документа.
При подаче котировочной заявки в письменной форме индивидуальным предпринимателем:
- Участник закупки заполняет котировочную заявку по форме, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим пунктом настоящего извещения;
- Котировочная заявка подаваемая в письменной форме должна быть подписана Участником закупки или его уполномоченным представителем, в частности:
- если Участником закупки является индивидуальный предприниматель - котировочная заявка подписывается непосредственно данным индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности.
В случае если котировочная заявка индивидуального предпринимателя насчитывает более одного листа, все листы должны быть прошиты, пронумерованы и на прошивке заверены подписью Участника закупки либо его представителем.
При подаче котировочной заявки в письменной форме юридическим лицом:
- Участник закупки заполняет котировочную заявку по форме, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим пунктом настоящего извещения;
Если Участником закупки является юридическое лицо - котировочная заявка подписывается лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, или уполномоченным представителем юридического лица, действующим на основании доверенности.
В случае если котировочная заявка юридического лица насчитывает более одного листа, все листы должны быть прошиты, пронумерованы, и на прошивке заверены подписью Участника закупки либо его представителем и печатью Участника закупки.
Полномочия представителей Участников закупки - юридического лица должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. К котировочной заявке рекомендуется приложить доверенность, подтверждающую полномочия Участника закупки либо ее заверенную копию.
Котировочные заявки, поданные после окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в п.18 настоящего извещения, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются Участникам закупки, подавшим такие заявки.
При подаче заявки в форме электронного документа: Участник закупки заполняет котировочную заявку по форме, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим пунктом настоящего извещения. Участник закупки заверяет котировочную заявку неквалифицированной или квалифицированной электронной подписью (далее по тексту - ЭП) Участника закупки/ уполномоченного представителя Участника закупки в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Заявка в форме электронного документа должна быть подписана Участником закупки или его уполномоченным представителем, в частности:
- если Участником закупки является индивидуальный предприниматель - котировочная заявка подписывается непосредственно данным индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности;
- если Участником закупки является юридическое лицо - котировочная заявка подписывается лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, или уполномоченным представителем юридического лица, действующим на основании доверенности.
Заявка направляется Участником закупки электронным письмом посредством электронной почты, по адресу, указанному в п.18 настоящего извещения.
При выборе способа подачи котировочной заявки в форме электронного документа Участник закупки должен учесть, что Заказчик не несет ответственности за утерю или несвоевременное получение котировочной заявки, направленной Участником закупки по электронной почте, если причинами являются любые технические или организационные препятствия, возникшие по независящим от Заказчика обстоятельствам, а также в случае если технические и программные средства автоматической защиты информации Заказчика обнаружили, что электронное письмо с котировочной заявкой, заражено компьютерными вирусами".
По мнению Комиссии, установление в извещении о проведении Запроса котировок требования к оформлению котировочной заявки (прошитость, нумерация страниц и т.д.) является неправомерным, так как данное требование не предусмотрено нормами Закона о контрактной системе. Требование к оформлению заявки участника является нарушением части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что в пункте 17 Извещения заказчиком установлена возможность подачи заявки на участие в Запросе котировок в форме электронного документа. При подачи заявки в форме электронного документа она направляется на адрес электронной почты Заказчика, указанный в пункте 18 Извещения.
Согласно пункту 18 Извещения прием котировочных заявок в форме электронного документа осуществляется по адресу: HYPERLINK "rskhkaliningrad.zakupki@yandex.ru, в рабочие дни с понедельника по четверг с 9 ч. 00 мин. до 17 ч. 30 мин., в пятницу с с 9 ч. 00 мин. 16 ч. 15 мин., перерыв с 13 ч. 00 мин. до 14 ч. 00 мин. Котировочные заявки, полученные на вышеуказанный адрес электронной почты, вне рабочие дни Заказчика либо в период нерабочего времени Заказчика, регистрируются в дни и время, указанные для приема котировочных заявок, с отметкой о дате и времени фактического поступления котировочной заявки и с приложением скриншота электронного письма, в котором получена котировочная заявка. В целях предоставления возможности Заказчику регистрации заявки и обеспечения конфиденциальности котировочных заявок, поданных в электронной форме, в электронном письме указывается только наименование запроса котировок, на участие в котором подается данная заявка.
В соответствии с ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами и обеспечивает, в том числе, подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В силу части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Учитывая тот факт, что единая информационная система на сегодняшний день находится на стадии создания, у Заказчика отсутствует техническая возможность и утвержденный нормативный правой регламент приема информации от внешних источников через сеть "Интернет", а также возможность конфиденциального и неприкосновенного и защищенного хранения информации, поступающей по электронной почте. При этом, Законом о контрактной системе не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты. Подача заявок в форме электронных документов посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кадастровый инженер" необоснованной.
2. Признать действия заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области нарушившим часть 2 статьи 77, часть 4 статьи 77 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области, единой комиссии Заказчика по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Контроль за исполнение предписания возложить на старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России Ю.К. Быстрову.
5. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.Е. Балуев |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 июля 2014 г. N КС-189/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2014