Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 1 сентября 2014 г. N КС-242/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Ю.К. Быстровой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.П. Зуевой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителей:
- Обособленного структурного подразделения "Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" - А.В. Фомина (по доверенности б/н от 24.12.2013), Р.В. Питерского (по доверенности б/н от 03.03.2014),Т.С. Юшиной (по доверенности б/н от 03.03.2014), А.А. Шикеры (по доверенности б/н от 03.03.2014),
в отсутствие представителей общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом (ходатайство вх. N 7062 от 28.08.2014),
рассмотрев жалобу общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Обособленного структурного подразделения "Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0335100016114000156 на поставку автомобиля (микроавтобус) дня нужд "БГАРФ" ФГБОУ ВПО "КГТУ" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25.08.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель полагает, что установлены диапазоны в характеристиках товара, соответствующих лишь одному товарному знаку Volkswagen:
В соответствии с п.1 ч. 1. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами; описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 8 закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По мнению заявителя, в нарушение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены характеристики товара, соответствующие лишь одному товарному знаку - Volkswagen, а именно:
Наименование параметра |
Требуемые значения параметров |
Габариты: |
|
- длина, мм |
не менее 4892 |
- ширина без учёта зеркал, мм |
не менее 1904 |
- высота, мм |
не более 1990 |
- колёсная база, мм |
не менее 3000 |
Ёмкость топливного бака, литров |
не менее 80 |
Максимальная мощность, Квт./л.с. |
не менее 103/ не менее 140 |
Максимальная скорость, км/час |
не менее 172 |
Разгон до: - 100 км/час, секунд |
не более 14,7 |
Диаметр разворота, м |
не более 11,9 |
Расход топлива: |
|
- в смешанном цикле, литров/100 км |
не более 8,0 |
- в городском цикле, литров/100 км |
не более 10,2 |
- в загородном цикле, литров/100 км |
не более 6,7 |
К примеру, аналогичного класса автомобиль имеют технические характеристики, отличающиеся от характеристик, требуемых Заказчиком, так например:
Наименование параметра |
Параметры по ТЗ |
Volkswagen Caravelle |
Citroen Jumpy |
Mercedes Vito |
Hyundai HI |
длина, мм |
не менее 4892 |
4892 |
5143 |
4748 |
5125 |
ширина без учёта зеркал, мм |
не менее 1.904 |
1904 |
1895 |
1906 |
1920 |
высота, мм |
не более 1990 |
1990 |
1980 |
1902 |
1925 |
колёсная база, мм |
не менее 3000 |
3000 |
3112 |
3200 |
3200 |
Емкость топливного бака, литров |
не менее 80 |
80 |
80 |
75 |
75 |
Максимальная мощность, Квт/л.с. |
не менее 103/ не менее 140 |
140 |
120 |
116 |
116 |
Максимальная скорость, км/час |
не менее 172 |
172 |
160 |
166 |
183 |
Разгон до: 100 км/час, секунд |
не более 4.7 |
14,7 |
14,7 |
13.4 |
14.5 |
В смешанном цикле, литров/100 км |
не более 8,0 |
8,0 |
7,5 |
8,9 |
8,5 |
В городском цикле, литров/100 км |
не более 10,2 |
10,2 |
8,6 |
11,9 |
10,9 |
В загородном цикле, литров/100 км |
не более 6,7 |
6,7 |
6,8 |
7,2 |
7,1 |
По мнению Заявителя, действия Заказчика, выразившие в установлении вышеуказанных характеристик товара, противоречат действующему законодательству РФ и нарушают законные права и интересы участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что в документации об Аукционе отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
При описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и эксплуатационные характеристика товара, требуемого к поставке. Также Заказчиком установлены значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям.
Заказчик согласен с доводами жалобы Заявителя и готов в установленные Законом о контрактной системе сроки внести изменения в документацию об Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25 августа 2014 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0335100016114000156 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта -2 373 530,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. Согласно документации об Аукционе предметом Аукциона является поставка автомобиля (микроавтобус) для нужд "БГАРФ" ФГБОУ ВПО "КГТУ".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об аукционе (далее - Техническое задание), являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Так, согласно Техническому заданию, к поставке требуется товар со следующими техническими характеристиками:
Функциональные технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки |
Значение показателей |
Volkswagen Caravelle Trendline или эквивалент, короткая база (Далее-автомобиль) |
|
Цвет кузова |
Черный `Deep` перламутр |
Цвет салона
Обивка:
Панель:
Пол: |
Антрацит + cерый
Антрацит + антрацит
Чёрный |
Тип кузова |
микроавтобус |
Количество дверей, шт. |
не менее 4 (четырёх) |
Боковая дверь салона |
Сдвижная, справа |
Количество мест, шт. |
7 (семь), из них: в кабине - 2 места, в салоне 2 ряда: 1 ряд - 2 места, 2 ряд - 3 места |
Габариты: |
|
- длина, мм |
не менее 4892 |
- ширина без учёта зеркал, мм |
не менее 1904 |
- высота, мм |
не более 1990 |
- колёсная база, мм |
не менее 3000 |
- дорожный просвет, мм |
не менее 165 |
Грузовой отсек. |
Площадь пола не менее 4,3 м2. Вместимость не менее 5,8 м3 |
|
|
|
|
Задняя подвесная дверь. |
Ширина проема не менее 1486 мм высота проёма не менее 1295 мм |
Боковая сдвижная дверь. |
Ширина проема не менее 1020 мм высота проёма не менее 1268 мм |
Максимальная грузоподъёмность, кг |
не менее 971 |
Максимальная нагрузка на ось, кг |
Переднюю: не более 1550 Заднюю: 1575 |
Ёмкость топливного бака, литров |
не менее 80 |
3. Двигатель | |
Тип топлива |
дизельное |
Количество цилиндров, шт. |
не менее 4 (четырёх) |
Рабочий объём двигателя, см3 |
не менее 1968 |
Максимальная мощность, Квт./л.с. |
не менее 103/ не менее 140 |
Максимальный крутящий момент, Н.м. |
340 при 1750-2500 1/мин |
Тип впуска |
непосредственный впрыск |
Соответствие экологическим требованиям |
не менее Евро-4 |
Расположение двигателя |
в передней части автомобиля |
4. Трансмиссия | |
Тип коробки передач |
автоматическая(DSG) |
Количество передач |
не менее 7 |
Привод |
передний или полный |
Тормоза: |
|
- передние |
дисковые вентилируемые |
- задние |
дисковые |
5. Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/час |
не менее 172 |
Разгон до: - 80 км/час, секунд - 100 км/час, секунд |
не более 9,4 не более 14,7 |
Диаметр разворота, м |
не более 11,9 |
Расход топлива: |
|
- в смешанном цикле, литров/100 км |
не более 8,0 |
- в городском цикле, литров/100 км |
не более 10,2 |
- в загородном цикле, литров/100 км |
не более 6,7 |
- размер задних (R в дюймах) |
не менее R16 |
Поставляемый автомобиль должен быть выпуска не ранее 2014 года |
В ходе заседания Комиссии Заказчику представлена возможность представить доказательства наличия товара, технические характеристики которого соответствуют требованиям, заявленным в Техническом задании.
На заседание Комиссии 01.09.2014 (после объявленного перерыва) представителями Заказчика не представлено какой-либо информации о товарах, соответствующих установленным в Техническом задании характеристикам (помимо Volkswagen Caravelle Trendline).
Кроме того, представителем Заказчика даны пояснения о том, что доводы жалобы Заявителя являются обоснованными. Заказчик готов устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с тем, что установленные Заказчиком в Техническом задании требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком представлено два коммерческих предложения: автомобильный дом "Volkswagen" (вх. N А/504 от 01.08.2014), ИП Зайцев А.А. (вх. N А/503 от 01.08.2014). Заказчиком даны пояснения о том, что расчет начальной (максимальной) цены основывался также на информации о ценах на аналогичной товар, размещенной в сети "Интернет".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе документации об Аукционе не содержится обоснования начальной (максимальной) цены, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 5 вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 16 Информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- предоставление участникам аукциона декларации о соответствии требованиям п.1,3-5,7-9 части 1 статьи 31 закона N44-ФЗ;
- копии документов, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе (ИНН, ОГРН);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии с пунктом 12 настоящей Информационной карты, или копии этих документов (если требования установлены).
Таким образом, Заказчиком, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии документов, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе (ИНН, ОГРН), что не предусмотрено нормами Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 28.4. Общих положений документации об Аукционе содержится следующая информация: "любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке, указанного в пункте 28.3. настоящей документации, протокола вправе направить оператору электронной площадки запрос о разъяснении результатов такого аукциона. Оператор электронной площадки в течение двух рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить такому участнику соответствующие разъяснения".
Комиссией установлено, что документация об аукционе, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не содержит конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Обособленное структурное подразделение "Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 1 сентября 2014 г. N КС-242/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2014