Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 2 сентября 2014 г. N 21-06/125-14Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - ВрИО руководителя управления Алтуховой Т.В.,
членов Комиссии:
ВрИО начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Крук Е.Н.,
в отсутствие представителей заказчика: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Хаилинская средняя школа" (далее - Заказчик), уполномоченного органа: Финансово-экономического управления администрации Олюторского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Центр Экспертных Решений" (далее - Заявитель), уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы по средством электронной почты,
в присутствии представителя лица, права и законные интересы которого затрагиваются - Общества с ограниченной ответственностью "КИТЦ": Чуприной О.М. (по доверенности от 25.092013),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку учебно - лабораторного оборудования для нужд МБОУ "Хаилинская средняя школа" (закупка N 0138300014614000080), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498
УСТАНОВИЛА:
13.08.2014 Уполномоченным органом для нужд Заказчика начата процедура определения поставщика путем проведения ЭА на поставку учебно - лабораторного оборудования для нужд МБОУ "Хаилинская средняя школа" (закупка N 0138300014614000080), (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 845 520,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 22.08.2014.
26.08.2014 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя (направлена по подведомственности) на действия Заказчика при разработке документации об ЭА в части указания на товарные знаки поставляемого товара, установления требований к описанию участником закупки предлагаемого им к поставке товара, местонахождению сервисных мастерских, предоставлению сертификатов Госсанэпидемнадзора на поставляемое оборудование, установления в извещении и документации ЭА различных сроков поставки товара.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился. Представил письменный отзыв на жалобу от 29.08.2014 N б/н, в котором пояснил следующее.
В подпункте 3.1.3 части 1 документации об аукционе Заказчик в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установил требования к содержанию первой части заявки, указав при этом, что "участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" и порядком ее заполнения, приведенным в техническом задании документации об аукционе". При этом учебно-лабораторное оборудование состоит из отдельно производимых товаров и поэтому данные товары, которые предлагает к поставке участник закупки должны быть описаны и должны быть указаны товарные знаки (при наличии), знаки обслуживания (при наличии) и т.д.
Установление требования к сроку предоставления гарантий качества "гарантийный ремонт всего оборудования должен осуществляться в сервисной мастерской, расположенной на территории Камчатского края" обусловлено тем, что сельское поселение село Хаилино расположено в труднодоступном месте и доставка оборудования возможна до с. Тиличики только рейсовыми вертолетами один раз в неделю, далее с с. Тиличики до г. Петропавловск-Камчатский самолетами. Либо морским транспортом, срок нахождения в пути 5-7 дней. Таким образом, отправка оборудования в сервисные центры, находящиеся в других регионах нецелесообразно, в связи с тем, что отправка оборудования для ремонта в другие регионы ставит образовательное учреждение в условия отсутствия оборудования для обеспечения учебного процесса на срок не менее одного месяца и более, что приведет к срыву учебного процесса в школе.
Требование о наличии сертификатов Госэпиднадзора установлено в техническом задании Заказчиком в связи с тем, что представители Госэпиднадзора при проверке образовательных учреждений требуют предъявления данных документов на оборудование.
Указание в извещении о Закупке и документации о Закупке различных сроков поставки товара является технической ошибкой.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В пунктах 9, 10, 12 - 16, 18 - 26, 28, 29 части III "Техническое задание" документации о Закупке Заказчик при описании товара, входящего в комплект учебно - лабораторного оборудования для нужд МБОУ "Хаилинская средняя школа), включил указания в отношении товарных знаков (система голосования и тестирования качества знаний Promethean ActivVote, мобильный компьютер Hewlett Packard 455 SpecBuild 16373 и т.д.), что не соответствует правилам установленным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контактной системе первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать информацию, указанную в одном из подпунктов, в частности:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
В подпункте 3.1.3 части 1 документации об аукционе Заказчик установил, что "первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в части III "Техническое задание" документации об аукционе (далее - техническое задание) содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании;
2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
3) При указании конкретных показателей поставляемого товара участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" и порядком ее заполнения, приведенным в техническом задании документации об аукционе".
Заказчик при описании товара, входящего в комплект: учебно - лабораторного оборудования указал показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара своим требованиям. При этом указал максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик установил в документации о Закупке требование к описанию участником закупки предлагаемого им к поставке товара в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В части III "Техническое задание" в требованиях к сроку предоставления гарантий качества товара Заказчик установил "гарантийный ремонт всего оборудования должен осуществляться в сервисной мастерской, расположенной на территории Камчатского края".
В связи с тем, что при разработке документации о Закупке Заказчик исходил из потребности учебного заведения в обеспечении учебного процесса, сокращения затрат по доставке неисправного товара до сервисного центра, установление Заказчиком вышеуказанного требования в рамках "Требования к сроку предоставления гарантий качества товара" обоснованно.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром
В части III "Техническое задание" "Условия поставки", в проекте контракта Заказчик указал, что "поставляемое учебно - лабораторное оборудование должно быть сертифицировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации", "перечень документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: поставляемое оборудование должно иметь сертификаты соответствия требованиям безопасности и электромагнитной совместимости, поставляемое оборудование должно иметь сертификаты Госкомсанэпиднадзора, поставляемое оборудование должно соответствовать требованиям стандартов. Копии сертификатов, гарантийные талоны на весь товар должны быть предоставлены Муниципальному заказчику вместе с учебно-лабораторным оборудованием".
Требования предоставить сертификаты Госкомсанэпиднадзора на оборудование в составе второй части заявки документация о Закупке не содержит.
Таким образом, Заказчик в документации о Закупке установил, что при поставке учебно - лабораторное оборудование должно быть сертифицировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а копии сертификатов, гарантийные талоны на весь товар должны быть предоставлены Муниципальному заказчику вместе с учебно-лабораторным оборудованием.
Следовательно, если законодательством Российской Федерации не предусмотрена сертификация поставляемого оборудования Госкомсанэпиднадзором, то предоставление копий данных сертификатов вместе с учебно-лабораторным оборудованием не требуется.
Поскольку Заказчик не установил требования о представлении участниками Закупки в составе второй части заявки вышеуказанные сертификаты, нарушение Закона о контрактной системе отсутствует.
5. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Требования к информации, содержащейся в извещении об осуществлении закупки, установлены статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроках поставки товара.
Заказчик в извещении о Закупке, в проекте контракта установил срок поставки товара: до 10 ноября 2014 года.
В части III "Техническая часть" документации о Закупке Заказчик установил срок поставки учебно-лабораторного оборудования: до 30.09.2014 года.
Таким образом, Заказчик, установив различные сроки поставки учебно-лабораторного оборудования в извещении и документации о Закупке, нарушил часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной, в части включения в документацию о Закупке при описании объекта закупки указания в отношении товарных знаков, установления различных сроков поставки товара в извещении и документации о Закупке
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ Т.В. Алтухова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Е.Н. Крук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 2 сентября 2014 г. N 21-06/125-14Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2014