Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 6 августа 2014 г. N 21-06/119-14Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - исполняющей обязанности руководителя управления Коваленко Г.Б.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Василюк А.С.,
в присутствии представителя заявителя - ООО "Стройконсалтинг" (далее - Заявитель): генерального директора Н.А. Антоненко,
в отсутствие представителя заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Командорский" им. С.В. Маракова" (далее - Заказчик), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение электромонтажных работ в административном здании ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Командорский" (закупка N 0338100001414000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение электромонтажных работ в административном здании ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Командорский" (закупка N 0338100001414000001) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 987 155 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2014 по итогам рассмотрения вторых частей заявок трех участников аукциона заявки двух участников были признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе; победителем признан участник аукциона ООО "ХТК", предложивший наиболее высокую цену контракта.
30.07.2014 в Камчатское УФАС России поступила жалоба участника аукциона ООО "Стройконсалтинг" на действия аукционной комиссии.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерным признанием его заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе по причине отсутствия документов (контрактов), подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных работ, поскольку на основании части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие требованиям исключительно в случаях, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи. Для участников закупок электромонтажных работ Правительством Российской Федерации дополнительные требования не установлены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 данной статьи документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе перечислены единые требования к участникам закупки, которые заказчик обязан установить.
В части 1.1. данной статьи указано требование, которое заказчик вправе установить: об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В части 2 рассматриваемой статьи перечислены дополнительные требования, которые вправе устанавливать Правительство Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики, согласно части 4 данной статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 6 указанной статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, для установления дополнительных требований к участникам закупок необходимо наличие одновременно двух условий: 1) установление Правительством РФ требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг; 2) осуществление закупки способами: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
В документации об аукционе (пункт 18 части 1.2) в числе обязательных требований к участникам Закупки установлено дополнительное требование: "Документы, подтверждающие наличие у участника процедуры опыта выполнения аналогичных работ (контракты)"; соответственно требование данных документов установлено к составу второй части заявки.
При этом правовые основания для установления указанного дополнительного требования отсутствовали, поскольку Правительство Российской Федерации не устанавливало требования к участникам закупок электромонтажных работ.
Заказчик, установив требование к участникам закупки о наличии опыта аналогичных работ, установление которого при осуществлении данной Закупки не предусмотрено частью 2 статьи 31 Закона о контактной системе, нарушил часть 6 статьи 31 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 данной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 указанной статьи заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) данного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2014 аукционная комиссия признала заявку участника закупки ООО "Стройконсалтинг" не соответствующей требованиям документации об аукционе, обосновав данное решение следующим образом: "Отсутствуют документы, подтверждающие у участника процедуры опыта выполнения аналогичных работ (контракты). Представленный скриншот страницы сайта не является контрактом, представление которого являлось требованием к участникам размещения заказа".
Таким образом, аукционная комиссия по формальным основаниям признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе, установленным Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе, в то время как указанная заявка содержала необходимые в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ Г.Б. Коваленко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.С. Василюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 6 августа 2014 г. N 21-06/119-14Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2014