Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 августа 2014 г. N 185/03-14-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Фокиной Т.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС,
Коваленко С.М. - специалиста отдела КЗ Кировского УФАС,
в присутствии:
Шориной Т.Н., Новоселовой И.А.- представителей администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области, по доверенности,
Лусниковой И.Н.- представителя ОАО "Омутнинский строительный трест", по доверенности,
рассмотрев жалобу ОАО "Омутнинский строительный трест",
У С Т А Н О В И Л А:
07.08.2014 года в Кировское УФАС поступила жалоба ОАО "Омутнинский строительный трест" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии администрации МО Омутнинского муниципального района Кировской области (далее - комиссия Заказчика) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ д/с "Аленушка" г.Омутнинска (номер извещения N 0140300031114000009).
Заявитель считает, что комиссия Заказчика необоснованно отказала в допуске к участию в аукционе его заявки (защищенный номер 8410616), чем нарушила ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Обоснование отказа - п.1ч.4ст.67 Закона о контрактной системе. Причина: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и пп. "б" п.3ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, так как участником закупки не представлена информация о наименовании производителя товара.
Считает, что ОАО "Омутнинский строительный трест" в составе первой части заявки было представлено согласие на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, установленных в документации об аукционе, в том числе направлена таблица с указанием наименования товара, используемого при выполнении работ, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Просит признать жалобу обоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области (далее - Заказчик) направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены надлежащим образом заверенные копии документации о проведении аукциона, заявок участников, протоколов аукциона, пояснения по существу жалобы.
На основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе Заказчику направлено требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя на заседании комиссии Кировского УФАС РФ доводы жалобы поддержал, указал, что в заявке имеется согласие на поставку товара.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых указано, что при рассмотрении комиссией первых частей заявок в отношении участника с защищенным номером 8410616 в перечне поставляемых товаров (поз. 1.2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11,12, 13, 14,15, 19,20, 26, 30, 31, 32, 34,35, 36, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46) не обнаружено указание на место происхождения товара или наименование производителя, в связи с чем комиссией принято решение отказать в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы, комиссия приходит к следующим выводам.
04.07.2014 г. администрацией муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ д/с "Аленушка" г.Омутнинска (номер извещения N 0140300031114000009).
Документация электронного аукциона утверждена постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 04.07.2014 г N1196
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 145 690,00 руб.
Техническое задание в составе документации утверждено 01.07.2014 г главой администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области А.В.Малковым, в котором определен перечень товаров, используемых при выполнении работ, с указанием требований к характеристикам.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.08.2014 N0140300031114000009-1 заявка Заявителя (защищенный номер 8410616) была отклонена на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе. Причина отклонения - Причина: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и пп. "б" п.3ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, так как участником закупки не представлена информация о наименовании производителя товара.
Как следует из требований пп. "а" и "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать, в том числе наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
Комиссией Кировского УФАС исследована заявка на участие в аукционе (защищенный номер 8410616). Из заявки следует, что в графе наименование места происхождения товара или наименование производителя товара по поз. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12 указано - "Россия, г. Киров"; по поз. 7 - Россия, г. Дзерждинск, поз. 10 - Россия, "Шахтинская плитка", поз. 11, 13, 14, 26, 34, 35, 36, 39, - Россия, Омутнинск, по поз. 25 - Россия, "Ремстройпласт", по поз. 15 - Россия, г. Московская обл, г. Коломна, по поз 18 - Россия, г. Москва, "Краско", по поз. 19 - Кировская обл, п. Стрижи, по поз. 20 - Россия, г. Кирово-Чепецк, по поз. 21 - Россия, Кронопласт, по поз. 24 - Россия, Волгоградский керамический завод, по поз. 25 - Россия, г. Кострома, "Ремстройпласт", по поз 27 - Россия, г. Москва, "ЕвроПрофиль", по поз. 30 - Россия, г. Ижевск, по поз. 31 Россия, г. Москва, по поз. 32 - Россия, по поз. 37 - Россия, Юрьянский р-н Гирсовский участок, по поз. 38 - Россия, пермский край, п. Луньевка, карьер, поз. 40 - Россия, Челябинская обл, г. Магнитогорск, по поз. 42-46 - Россия, Свердловская обл, г. Березовский.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указанные в поз.10, 18, 21, 24, 25, 27, заявки Заявителя наименования не содержат указания на какую-либо организационную правовую форму юридического лица, следовательно, не может быть оценено в качестве наименования производителя.
Относительно того, являются ли указание наименование места происхождения товара - "Россия", "г. Киров", "г. Омутнинск", "г. К-Чепецк" и т.д. в поз.1-8, 11-15, 19, 20, 21, 24, 26, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42 -46 заявки наименованием места происхождения товара, комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, наименования мест происхождения товаров (п. 15).
При этом, согласно ст. 1516 Гражданского кодекса РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства, которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно ч. 2 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
В силу ч. 1 ст. 1517 Гражданского кодекса РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1518 Гражданского кодекса РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Таким образом, наименование места происхождения товара в обязательном порядке должно быть зарегистрировано федеральным органом исполнительной власти (Роспатент) в Государственном реестре наименований. Правообладателю выдается свидетельство о регистрации такого наименования места происхождения товара.
Только после регистрации наименование наименования места происхождения товара, такое обозначение товара признается наименованием места происхождения товара.
При отсутствии регистрации наименования места происхождения товара, такое обозначение товара не является наименованием места происхождения товара и считается лишь наименованием географического объекта, где был произведен товар.
В соответствии с ч.1 ст.58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товара считается страной, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
При этом, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (ст.59 Таможенного кодекса).
Согласно п.1 ст.60 Таможенного кодекса декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
В соответствии с п.1 ст.61 Таможенного союза сертификат о происхождении товара -документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны (Торгово-промышленной палатой страны) или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно п.2 ст.58 Таможенного кодекса определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения.
Документом, подтверждающим наименование места происхождения товара является свидетельство о регистрации такого наименования мест происхождения товара, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Роспатентом (ст.1522 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с Приказом Минобрнауки от 12.12.2007 N 346 сведения о наименованиях мест происхождения товаров и его правообладателях вносятся в Государственный реестр наименований. Реестр наименований мест происхождения товаров ведет Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (ФИПС).
Таким образом, понятия страна происхождения товара и наименование мест происхождения товара обуславливаются разными целями их определения.
Данные понятия представляют собой обособленные друг от друга правовые институты, относящиеся к разным отраслям права. Правовой институт наименование места происхождения товара относится к отрасли гражданского права, правовой институт страна происхождения товара относится к отрасли таможенного права.
С учетом изложенного, комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указание "страна производитель - Россия" не является наименованием производителя, также как не является наименованием места происхождения товара.
Кроме того, сведения о государственной регистрации в установленном порядке в качестве места происхождения товара "страна производитель - Российская Федерация" отсутствуют в открытом источнике - на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (ФИПС) в сети Интернет по адресу http://www1.fips.ru/.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Комиссия УФАС, оценив представленные документы, приходит к выводу о том, что Комиссия заказчика обоснованно признала заявку ОАО "Омутнинский строительный трест", (защищенный номер 8410616) не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе одновременно с рассмотрением жалобы проводится внеплановая проверка осуществления закупки.
1. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.08.2014 N0140300031114000009-1 заявка Заявителя (защищенный номер 8410616) была отклонена на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе. Причина отклонения - Причина: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и пп. "б" п.3ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, так как участником закупки не представлена информация о наименовании производителя товара.
Согласно части 1. ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.6. ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Данная норма содержит требования к протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с которой отказ в допуске участника к участию в электронном аукционе должен быть обоснован - комиссия должна указать конкретные причины отказа в допуске.
По мнению антимонопольного органа, комиссией Заказчика в протоколе рассмотрения первых частей заявок при отказе в допуске Заявителю не были указаны конкретные положения заявки, которые не соответствуют требованиям документации, что является нарушением части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.2 ч.1. ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 26 информационной карты документации об аукционе установлено требование к содержанию второй части заявки, а именно: в том числе наличие документа, подтверждающего соответствие участника такого аукциона требованиям, установленными пунктом 1 части 1 ст. 31 ФЗ N 44 - копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, являющихся предметом аукциона, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Техническим заданием документации об аукционе установлен перечень работ подлежащих, выполнению (установка противопожарных дверей, ограждения лестничных проемов, лестничные марши, пожарные лестницы, монтаж лестниц прямолинейных и крироволинейных, пожарных с ограждением и т.д). Кроме того, указаны требования к техническим и функциональным характеристикам основных материалов, используемым при выполнении работ.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, Перечень, которых утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
Исходя из вышеизложенного, лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно-правовыми актами. Соответственно Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдает лицензии, а саморегулируемые организации - свидетельства.
Вместе с тем, Заказчик в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не указал в документации о закупке требование ко второй части заявки о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, при утверждении документации о закупке Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Устранение выявленных нарушений возможно на основании выдачи Заказчику - администрации МО Омутнинского муниципального района Кировской области предписания Кировского УФАС России.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 106,112 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ОАО "Омутнинский строительный трест" на действия аукционной комиссии администрации МО Омутнинского муниципального района Кировской области при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ д/с "Аленушка" г.Омутнинска (номер извещения N 0140300031114000009).
2. По результатам внеплановой проверки признать факт нарушения Заказчиком МО Омутнинского муниципального района Кировской области части 6 ст. 67, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившееся в отсутствии требования ко второй части заявки о наличии копии лицензии, выданной МЧС России на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также не указание в протоколе рассмотрения первых частей заявок конкретных положений заявки, которые не соответствуют требованиям документации.
3. Выдать администрации МО Омутнинского муниципального района Кировской области предписание об аннулировании электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ д/с "Аленушка" г.Омутнинска (номер извещения N 0140300031114000009).
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии Т.Н. Фокина
С.М. Коваленко
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 августа 2014 г. N 185/03-14-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2014