Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 31 июля 2014 г. N 172/03-14-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Коваленко С.М. - специалиста отдела КЗ Кировского УФАС России;
Панкратовой В.Д. - специалиста отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
Коковиной А.Ю. - представителя Управления муниципальных закупок правового департамента администрации города Кирова по доверенности 31.07.2014 г.,
Трушниковой О.С. - представителя Управления муниципальных закупок правового департамента администрации города Кирова по доверенности от 31.07.2014 г.,
рассмотрев жалобу ООО "ТД Промсервис",
У С Т А Н О В И Л А:
25.07.2014 года в Кировское УФАС поступила жалоба ООО "ТД Промсервис" (далее по тексту - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления муниципальных закупок правового департамента администрации города Кирова (далее по тексту - Уполномоченный орган) по отклонению первой части заявки Заявителя при проведении электронного аукциона на поставку одежды (А - 1312/14), извещение N 0140300040814001534.
Заявитель указывает в жалобе, что его заявка была отклонена в связи с отсутствием сведений о наименовании места происхождения товара или наименования производителя товара по позициям 1,2,5.6,7,8,9,10 заявки. При этом заявитель указывает, что в каждой колонке проставлены страна происхождения товара "Китай" и торговое наименование производителя "Фабрика Пекин", поскольку производитель является иностранным, то организационно-правовые формы иностранных организаций не совпадают с российскими, существуют сложности перевода, участником указано торговое наименование производителя, считают отклонение незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) заявителю, уполномоченному органу и заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы, заключение контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Представители Заявителя, Заказчика на заседании комиссии не явились, извещены надлежащим образом.
Уполномоченный орган представил запрашиваемые документы и пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
В своих пояснениях Уполномоченный орган указал, что исходя из положений ст. 1516 ГК РФ и ст. 54 ГК РФ комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что страна происхождения товара и город, из которого будет осуществлена доставка не может считаться местом происхождения товара, поскольку нельзя идентифицировать данный товар, как происходящий с территории определенного географического объекта, связанного с местом его производства или с определенным производителем предлагаемого товара, участник в своей заявке предложил к поставке товар с указанием в качестве наименования места происхождения товара или наименования производителей товара - производство Китай фабрика Пекин, следовательно, в заявке Заявителя отсутствует указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Заслушав пояснения Уполномоченного органа, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
08.07.2014 года Уполномоченным органом на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку одежды (А - 1312/14), извещение N 0140300040814001534.
Заказчиком по данной закупке является МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N1" города Кирова.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 513248,46 рублей.
В соответствии с протоколом N А-1312/14-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.07.2014 г. первая часть заявки Заявителя (порядковый номер 8237820) была отклонена на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: в связи с отсутствием сведений о наименовании места происхождения товара или наименования производителя товара по поз. 1,2,5,6, 7, 8, 9, 10.
В соответствии с пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с п. 1) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, заявка участника должна содержать либо наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Комиссией УФАС проанализирована заявка ООО "ТД Промсервис".
Заявка заявителя в графе "Наименование и характеристики (описание) товара" содержит следующие сведения в п.п. 1,2,5,6, 7, 8, 9, 10 "Производство Китай фабрика Пекин".
Как указывается заявителем Китай является страной происхождения товара, а "фабрика Пекин" производителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, наименования мест происхождения товаров (п. 15).
При этом, согласно ст. 1516 Гражданского кодекса РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства, которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно ч. 2 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
В силу ч. 1 ст. 1517 Гражданского кодекса РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1518 Гражданского кодекса РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Таким образом, наименование места происхождения товара в обязательном порядке должно быть зарегистрировано федеральным органом исполнительной власти (Роспатент) в Государственном реестре наименований. Правообладателю выдается свидетельство о регистрации такого наименования места происхождения товара.
Только после регистрации наименование наименования места происхождения товара, такое обозначение товара признается наименованием места происхождения товара.
При отсутствии регистрации наименования места происхождения товара, такое обозначение товара не является наименованием места происхождения товара и считается лишь наименованием географического объекта, где был произведен товар.
В соответствии с ч.1 ст.58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товара считается страной, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
При этом, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (ст.59 Таможенного кодекса).
Согласно п.1 ст.60 Таможенного кодекса декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
В соответствии с п.1 ст.61 Таможенного союза сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны (Торгово-промышленной палатой страны) или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно п.2 ст.58 Таможенного кодекса определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения.
Документом, подтверждающим наименование места происхождения товара является свидетельство о регистрации такого наименования мест происхождения товара, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Роспатентом (ст.1522 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с Приказом Минобрнауки от 12.12.2007 N 346 сведения о наименованиях мест происхождения товаров и его правообладателях вносятся в Государственный реестр наименований. Реестр наименований мест происхождения товаров ведет Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (ФИПС).
Таким образом, понятия страна происхождения товара и наименование места происхождения товара обуславливаются разными целями их определения.
Данные понятия представляют собой обособленные друг от друга правовые институты, относящиеся к разным отраслям права. Правовой институт "наименование места происхождения товара" относится к отрасли гражданского права, правовой институт "страна происхождения товара" относится к отрасли таможенного права.
С учетом изложенного, комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указание Китая в качестве страны происхождения товара не является наименованием места происхождения товара.
Кроме того, сведения о государственной регистрации в установленном порядке в качестве наименования места происхождения товара "Китай" отсутствуют в открытом источнике - на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (ФИПС) в сети Интернет по адресу http://www1.fips.ru/.
Относительно того, является ли "фабрика Пекин" указанием наименования производителя товара, комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Поскольку Гражданский кодекс РФ на территории иностранных государств не распространяет свое действие, а юридические лица иностранных государств создаются на основании нормативных правовых актов данных государств, которые могут и не устанавливать наличие организационно-правовой формы юридического лица, следовательно, отклонение первой части заявки заявителя в связи с отсутствием в заявке сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании произво -
дителя, по причине отсутствия в наименовании производителя организационно-правовой формы в соответствии с ч. 1 ст. 54 ГК РФ, не может считаться законным.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия Уполномоченного органа отклонила первую часть заявки Заявителя на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе (в связи с отсутствием организационно-правовой формы наименования производителя в соответствии с ч. 1 ст. 54 ГК РФ) в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Устранение допущенных аукционной комиссией Уполномоченного органа нарушений возможно на основании выдачи предписания.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Промсервис" на действия аукционной комиссии Управления муниципальных закупок правового департамента администрации города Кирова при проведении электронного аукциона на поставку одежды (А - 1312/14), извещение N 0140300040814001534, обоснованной, в связи с нарушением аукционной комиссией Управления муниципальных закупок правового департамента администрации города Кирова ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии Управления муниципальных закупок правового департамента администрации города Кирова предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии С.М. Коваленко
В.Д. Панкратова
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 31 июля 2014 г. N 172/03-14-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2014