Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18 августа 2014 г. N 122/2014
Резолютивная часть объявлена 18 августа 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев дело N 122/2014 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Ремстроймонтаж" (далее - ООО "Ремстроймонтаж", заявитель) на действия заказчика - Администрации поселка Кшенский Советского района Курской области при определении подрядчика способом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области" (извещение N 0144300029214000003), в присутствии представителей заказчика -Администрации поселка Кшенский Советского района Курской области - (по доверенности N 23 от 18.08.2014 г.), (по доверенности N 24 от 18.08.2014 г.), представителя заявителя - ООО "Ремстроймонтаж" (по доверенности от 20.01.2014 г.), личности присутствующих удостоверены на основании документов, удостоверяющих личность,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России (далее - Управление) 11.08.2014 г. поступила жалоба ООО "Ремстроймонтаж" (вх. N 4276) на действия заказчика - Администрации поселка Кшенский Советского района Курской области при определении подрядчика способом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области" (извещение N 0144300029214000003), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
Как следует из поступившего обращения, ООО "Ремстроймонтаж" считает, что документация об аукционе в электронной форме составлена с нарушениями требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1. Локальный сметный расчет содержит прямое указание на товарные знаки применяемых материалов без сопровождения со словами "или эквивалент", что нарушает требования подпункта 1 пункта 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В техническом задании в разделе "Основные требования к выполняемым работам и используемым товарам (материалам)" в требованиях к используемым товарам (материалам) приведены ссылки на недействующие ГОСТы.
3. По позиции "Песок природный или искусственные смеси песка" Заказчиком установлены требования не в соответствии с ГОСТ.
4. В проектно-сметной документации и техническом задании указаны противоречивые сведения относительно объемов работ.
5. Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" по позициям:
"30.9 Укладка трубопроводов в подводных условиях.
30.11 Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой", поскольку проектной документацией не предусмотрено производство работ на водных объектах (т.е. в подводных условиях), что влечет за собой необоснованное ограничение количества участников аукциона.
На заседании Комиссии представители заказчика возражали против доводов жалобы заявителя и сообщили, что при утверждении документации заказчик действовал в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе_".
Изучив представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия УФАС приходит к следующему.
27.07.2014 г. в 23 ч. 59 мин. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0144300029214000003, аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 023 730 (одиннадцать миллионов двадцать три тысячи семьсот тридцать) рублей 00 коп.
Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона N 0144300029214000003, заказчиком осуществляется определение подрядчика на право заключить государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области".
1. Из Информационной карты электронного аукциона следует, что количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг установлены в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - техническое задание).
В соответствии с частью III "Технико-экономическое задание на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области"" документации об электронном аукционе работы по строительству выполняются в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 2 к документации об электронном аукционе) и настоящим техническим заданием. Применяемые материалы и оборудование определены техническим заданием. Все работы выполняются в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами.
Комиссией установлено, что в техническом задании Заказчиком установлены основные требования к выполняемым работам и используемым товарам (материалам) и в табличной форме определены значения показателей отдельных используемых товаров, необходимых для выполнения работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области".
Из анализа указанного положения документации следует, что участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен представить информацию о конкретных показателях материалов (товаров), используемых при выполнении работ, в соответствии с частью III "Технико-экономическое задание на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области"" документации.
Таким образом, при составлении первой части заявки участник руководствуется техническим заданием, а локальный сметный расчет требуется для отражения объемов работ при необходимости.
Кроме того, согласно пункту 9 Информационной карты электронного аукциона при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использован проектно-сметный метод.
Проектно-сметная документация, и соответственно, локальный сметный расчет, размещены на официальном сайте заказчиком в качестве приложения к документации.
При этом, представители заказчика пояснили, что указанный локальный сметный расчет является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что локальный сметный расчет использовался заказчиком в качестве обоснования расчета начальной (максимальной) цены, а все применяемые материалы и товары, необходимые для выполнения работ являющихся объектом закупки, определены в техническом задании, которое не содержит указания на товарные знаки, и следовательно, нарушений требований, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком в этой части не допущено.
2. Относительно довода жалобы ООО "Ремстроймонтаж" о включении в основные требования к выполняемым работам и используемым товарам (материалам)" части III "Технико-экономическое задание на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области"" аукционной документации требования о соответствии используемых материалов "Гравий для строительных работ", "Щебень из естественного камня", "Песок природный или искусственные смеси песка" ГОСТам, часть из которых утратили силу, а также относительно довода заявителя о несоответствии характеристик материала "Песок природный или искусственные смеси песка" требованиям, установленным в ГОСТ 8736-93, Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при наличии).
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что при установлении соответствующих требований, потребности заказчика являются определяющим фактором. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
При этом, настоящий Закон не содержит требований, указывающих в каком виде должны быть использованы или установлены характеристики товара, а также не содержит норм, обязывающих заказчика использовать ГОСТ для установления характеристик товара. Требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." устанавливаются заказчиком исходя из собственных потребностей и для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (материала).
Требования к характеристикам материла "Песок природный или искусственные смеси песка" указаны в части III "Технико-экономическое задание на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области"" (извещение N 0144300029214000003) и установлены следующим образом:
"На дне траншеи перед укладкой труб в соответствии с требованиями пункта 7.7.2 СП 40-102-2000 устроить "постель" из песка строительного (должен быть в соответствии ГОСТ 8736-93). Природный песок должен представлять собой неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования. Класс песка I-II. Модуль крупности песка, Мк, св. 2,5 до 3,0. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 в процентах по массе должен быть св. 45 до 65. Содержание зерен крупностью в зависимости от класса должно быть, % по массе, св. 10 мм (не более 0,5-5), св. 5 мм (не более 5-15), менее 0,16 мм (не более 5-15)_".
Как пояснили представители заказчика, в соответствии с ГОСТ 8736-93 содержание в песке зерен определенной крупности зависит от класса песка и должно быть, % по массе: св. 10 мм (не более 0,5 для первого класса и не более 5 для второго класса), св. 5 мм (не более 5 для первого класса и не более 15 для второго класса), менее 0,16 мм (не более 5 для первого класса и не более 15 для второго класса).
Таким образом, данные характеристики установлены в рамках ГОСТ 8736-93. Заказчиком предусмотрена возможность участника закупки предоставить песок, как первого так и второго класса.
По вопросу ссылки в техническом задании на недействующие ГОСТы, в частности, ГОСТ 8268-82, ГОСТ 8267-82, ГОСТ 10260-82, ГОСТ 8736-77, которые были заменены на ГОСТ 8736-93, а также ГОСТ 10286-80, который был заменен на ГОСТ 26633-91, представители Заказчика пояснили следующее. В техническом задании заказчиком установлены требования к материалам, используемым для приготовления "Бетонной смеси" в соответствии с ВСН 261-86 "Вибрационная укладка бетона под водой и глинистым раствором", действующими в настоящее время и содержащими ссылки на вышеперечисленные ГОСТы.
За разъяснениями положений документации об аукционе в этой части участники закупки, в том числе ООО "Ремстроймонтаж", не обращались. Жалобы на положения документации при проведении электронного аукциона в Курское УФАС России не поступали.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС установлено, что по позиции "Песок природный или искусственные смеси песка", участники закупки могут предложить товары соответствующие требованиям заказчика. При этом, заявителем не представлено доказательств ограничения участия или невозможности предоставления материала "Песок природный или искусственные смеси песка" с характеристиками, отвечающими требованиям оспариваемой документации.
Таким образом, установление характеристик по данной позиции в указанном в документации об аукционе виде, а также ссылки на недействующие ГОСТы в части III "Технико-экономическое задание на выполнение работ по строительству объекта: "Самотечный канализационный коллектор ул. Заводская в поселке Кшенский Советского района Курской области"" аукционной документации не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, доводы жалобы ООО "Ремстроймонтаж" в указанной части являются необоснованными, в действиях заказчика отсутствуют нарушения ФЗ "О контрактной системе_".
3. Относительно доводов ООО "Ремстроймонтаж" о том, что работы, предусмотренные техническим заданием, технологически и функционально не связаны с объектом закупки, в связи с чем заказчиком необоснованно включено требование о наличии у участника закупки допуска СРО на выполнение работ, а именно, по позициям:
"30.9. Укладка трубопроводов в подводных условиях
30.11. Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой", которые не предусмотрены в проектно-сметной документации, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." одним из обязательных требований к участникам закупки устанавливается в том числе соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Частью 4 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукцион требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 ФЗ настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются объектом закупки, и такие требования предусмотрены документацией об электронном аукционе.
Таким образом, заказчик вправе установить требование о предоставлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки обязан предоставить такое свидетельство только в том случае, если объектом закупки является проведение данных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 22 Информационной карты аукционной документации в составе документов, представляемых в составе второй части заявки, должны содержаться копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом заупки, а именно, копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе по позициям:
"30.9. Укладка трубопроводов в подводных условиях
30.11. Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой".
Представители заказчика на рассмотрении дела не обозначили Комиссии конкретные позиции документации об аукционе (проектно-сметной документации и локально-сметных расчетов), предусматривающие выполнение данных видов работ.
При таких обстоятельствах, заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих законность установления в документации об аукционе требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства по позициям:
"30.9. Укладка трубопроводов в подводных условиях
30.11. Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой".
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований частей 1 и 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." при разработке и утверждении документации об аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что установленные Комиссией Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушения в действиях заказчика носят неустранимый характер, при выявленных обстоятельствах, на основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремстроймонтаж" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию поселка Кшенский Советского района Курской области нарушившим требования частей 1 и 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Администрации поселка Кшенский Советского района Курской области предписание об аннулировании определения подрядчика.
4. Копию решения по делу N 122/2014 направить в Прокуратуру Курской области и УМВД России по Курской области для сведения.
5. Передать материалы дела N 122/2014 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18 августа 2014 г. N 122/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2014