Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 августа 2014 г. N 182ф/183ф/14
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
председатель комиссии:
Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,
члены комиссии:
А.В. Хохольских - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
А.Г. Ларшин - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- заказчика - Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ: Панковой А.О. (доверенность б/н от 24.12.2013);
- заявителей: ООО "Медсервис" и ООО "Медицина XXI век": Кириченко П.Н. (доверенности: N142 от 25.08.2014, N138 от 23.08.2014),
рассмотрев жалобы ООО "Медсервис" и ООО Медицина XXI век" на действия заказчика - ГУ-Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации о совместном электронном аукционе на поставку изделий санитарно-гигиенического назначения (реестровый номер 0355100017714000131) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 20.08.2014 г. поступили жалобы ООО "Медсервис" и ООО "Медицина XXI век" (далее - заявители) на действия заказчика - ГУ-Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации о совместном электронном аукционе.
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и поданы в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В связи с этим, а также в связи с тем, что жалобы поданы на действия заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности Липецкого УФАС России и совершенные при осуществлении закупки для федеральных нужд, указанные жалобы были приняты Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалобы и сведения о времени и месте их рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
По мнению заявителей, заключение заказчиком соглашения о проведении совместного электронного аукциона, противоречит основным целям закупок, указанным в ст.ст. 1 и 8 Закона о контрактной системе, не соответствует правилам проведения совместных закупок, установленных ст.25 Закона о контрактной системе, а также нарушают требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявители считают, что заключение соглашения о проведении совместных аукционов в электронной форме привело к значительному укрупнению общей начальной максимальной цены контрактов до 77 387 010,86 рублей, к увеличению общего размера обеспечения заявки для участия в электронном аукционе, а также обеспечения исполнений контракта. Кроме того, заявители считают неправомерным включение в один лот поставку товара в различные регионы страны с доставкой до дома получателей, расположенных на большом удалении друг от друга.
Все это по мнению заявителей влечет к вытеснению хозяйствующих субъектов, которые не могут выполнить данные завышенные требования, что исключает возможность участия в торах предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства к которым относятся сами заявители, и таким образом приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, заявители указывают, что установленные в документации об электронном аукционе требования связанные с условиями поставки в течении 15 календарных дней с момента получения списков инвалидов от заказчиков с доставкой непосредственно до дома инвалидов, при отсутствии в документации указаний конкретных адресов не советуют Закона о контрактуй системе и влечет ограничение конкуренции. Расчет начальной (максимальной) цены контрактов произведен ненадлежащим образом, без учета особенностей регионов, участвующих в совместном электронном аукционе.
Присутствующий на заседании Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению указанных жалоб представитель заявителей, доводы, изложенные в жалобах поддержал в полном объеме, а также заявил, что соглашение о проведении совместного электронного аукциона заключено заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе и правил проведения совместных конкурсов и аукционов, установленных Постановление правительства N1088 от 28.11.2013.
Представитель заказчика с доводами жалоб не согласился, считает действия заказчика связанные с заключением соглашения о проведении совместного электронного аукциона правомерными, а жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе разъяснения порядка рассмотрения жалоб, Комиссия Липецкого УФАС России объявила, что доводы жалоб о нарушениях норм Закона о защите конкуренции не будут рассматриваться в данном заседании, поскольку рассмотрение материалов и заявлений по признакам нарушения Закона о защите конкуренции осуществляется в порядке, установленном Главой 9 Закона о защите конкуренции, а информация по указанным жалобам о нарушениях антимонопольного законодательства, совершенных на территории более двух субъектов Российской Федерации, в соответствии с Правилами передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденными приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244, а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утверждённым Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 339, направлена в ФАС России для решения вопроса о её рассмотрении. Так же, было объявлено, что доводы заявителей об обжаловании положений документации об электронном аукционе Комиссией Липецкого УФАС России рассматриваться не будут, поскольку разработка и утверждение документации о совместном электронном аукционе осуществлялась организатором закупки - Государственным учреждением - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, который расположен на территории осуществления деятельности другого территориального органа ФАС России.
Таким образом, указанные жалобы рассматривались Комиссией Липецкого УФАС России в части доводов, заявленных представителем заявителей о нарушениях заказчиком требований Закона о контрактной системе связанных с заключением соглашения о проведении совместного электронного аукциона.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, и заявителя, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
05 августа 2014 года организатором совместной закупки - ГУ - Пензенское региональное отделение ФСС РФ на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355100017714000131 о проведении электронного аукциона, а также документация электронного аукциона "Поставка изделий санитарно-гигиенического назначения". Начальная (максимальная) цена составляет 77 387 010,86 рублей.
Заказчиками являются следующие региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:
Государственное учреждение - Кировское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Тульское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Тверское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Марий Эл;
Государственное учреждение - Костромское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Пензенское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ;
Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по Республике Мордовия;
Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение ФСС РФ.
Согласно ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Из представленных материалов следует, что 09.07.2014 между указанными выше государственными заказчиками заключено Соглашение о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) N 193 (далее - Соглашение), в соответствии с пунктом 2.1 которого ГУ - Пензенское региональное отделение ФСС РФ определено организатором совместных закупок.
Статья 25 Закона о контрактной системе предусматривает и регламентирует возможность проведения совместных конкурсов и аукционов.
Согласно ч.1 ст. 25 Закона о контрактной системе совместные конкурсы или аукционы вправе проводить заказчики при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со ст. 26 "Централизованные закупки" названного Закона, либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Положениями ч.2 ст. 25 Закона о контрактной системе также определен перечень условий, подлежащих включению в указанное соглашение. Этот перечень сформулирован открытым - в п.12 ч.2 статьи предусмотрено, что соглашение должно содержать и иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
Соответствующее регулирование содержится в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 РФ, изданном на основании названного Закона о контрактной системе (ч.5 ст. 25 Закона). В частности, предусматривается, что, для организации и проведения совместного конкурса или аукциона заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.
При этом указанное соглашение должно содержать следующую информацию:
1) информацию о сторонах соглашения;
2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
10) срок действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив Соглашение N193 от 09.07.2014 Комиссией установлено, что оно не содержит место, условия и сроки (периоды) поставки товаров в отношении заказчика - Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Кроме того, п. 2.2.11 Соглашения N193 от 09.07.2014 установлено, что в полномочия организатора закупок в том числе входит "Направление проектов контрактов Сторонам настоящего Соглашения и победителю Закупок для подписания", однако в силу ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе, контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком, а согласно Правилам проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденным Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 (далее - Правила проведения совместных конкурсов и аукционов) контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. В тоже время порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона определен в ст. 70 Закона о контрактной системе, которой предусмотрено, что все действия по заключению контракта, в том числе по размещению и направлению в адрес победителя электронного аукциона проекта контракта осуществляются исключительно заказчиком.
Таким образом, проанализировав в совокупности нормы Закона о контрактной системе и Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, Комиссия Липецкого УФАС России считает, что заказчик, заключив Соглашение N193 от 09.07.2014, содержащее установленные несоответствия требованиям действующего законодательства, допустил нарушение требований ч.1 и п.2 ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Медсервис" и ООО Медицина XXI век" на действия заказчика - ГУ-Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ по заключению соглашения о проведении совместного электронного аукциона, а также на положения документации о совместном электронном аукционе на поставку изделий санитарно-гигиенического назначения (реестровый номер 0355100017714000131) частично обоснованными.
2. Признать заказчика - Государственное учреждение Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ нарушившим ч.1 и п.2 ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ А.В. Хохольских
____________ А.Г. Ларшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 августа 2014 г. N 182ф/183ф/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2014