Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 сентября 2014 г. N 187ф/14
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 сентября 2014 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, Т.С. Рябкова,
в присутствии представителей:
- заказчика ФГБОУ ВПО "Липецкий государственный технический университет": Сапроновой Т.А. (доверенность N01-1257/42 от 29.08.2014 г.), Сураева Г.И. (доверенность N01-1256/42 от 29.08.2014 г.), Хомутинниковой Т.Г. (доверенность N01-1252/27 от 29.08.2014 г.), Клявина В.Э. (доверенность N01-1258/42 от 29.08.2014 г.)
в отсутствие представителей заявителя - Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество",
рассмотрела жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на положения документации об электронном аукционе на поставку легкового автомобиля Toyota Camry (Тойота Камри) комплектации "Люкс" или эквивалент (реестровый номер 0346100004014000013) (далее -электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 25.08.2014года поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, но направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе в приложении N3 к аукционной документации "Спецификация на поставку легкового автомобиля Toyota Camry (Тойота Камри) комплектации "Люкс" или эквивалент - 1 шт." установлены параметры закупаемого автомобиля, а именно:
Характеристики товара |
Запрашиваемые параметры |
Длинна, мм |
не более 4825 |
Ширина, мм |
не более 1825 |
Высота, мм |
не более 1480 |
Объем багажного отделения, л |
не менее 483 |
Дорожный просвет, мм |
не менее 160 |
Расход топлива (л/100 км), городской цикл |
не более 13,2 |
Емкость топливного бака (л) |
не менее 70 |
Объем багажника (л) |
не менее 483 |
соответствующие лишь автомобилю модели Toyota Camry, что тем самым, влечет за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того, заявитель считает, что заказчиком, также нарушена ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы заявителя и пояснили, что установленные в приложении N3 к аукционной документации параметры закупаемого автомобиля не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того, присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что расчет начальной (максимальной) цены контракта производился в соответствие с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. N567 и не нарушает требования ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные заказчиком, выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказами ректора ФГБОУ ВПО "Липецкий государственный технический университет" от 18.07.2014 г. N25-333 принято решение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, а от 18.03.2014 г. N25-128 принято решение о создании единой комиссии.
Документация об электронном аукционе на поставку легкового автомобиля модели Toyota Camry (Тойота Камри) комплектации "Люкс" или эквивалент (реестровый номер 0346100004014000013) и извещение размещены 22.08.2014 г. на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru. Кроме того, заказчиком были внесены изменения в извещение и аукционную документацию, которые размещены на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru 28.08.2014 г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в приложении N3 "Спецификация на поставку легкового автомобиля Toyota Camry (Тойота Камри) комплектации "Люкс" или эквивалент - 1 шт." установлены параметры закупаемого автомобиля, в частности:
Характеристики товара |
Запрашиваемые параметры |
Длинна, мм |
не более 4825 |
Ширина, мм |
не более 1825 |
Высота, мм |
не более 1480 |
Объем багажного отделения, л |
не менее 483 |
Дорожный просвет, мм |
не менее 160 |
Расход топлива (л/100 км), городской цикл |
не более 13,2 |
Емкость топливного бака (л) |
не менее 70 |
Объем багажника (л) |
не менее 483 |
Заявитель в доводах своей жалобы указал, что вышеуказанные параметры, установленные заказчиком в приложении N3 к аукционной документации, соответствуют исключительно автомобилю модели Toyota Camry и тем самым, влекут за собой ограничение количества участников закупки, нарушают их законные права и интересы, т.к. не позволяют поставить товар с другими параметрами и у других производителей, соответствующих описанию объекта закупки.
Кроме того, в своей жалобе заявителем были представлены, в соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, доказательства (сравнительные таблицы характеристик легковых автомобилей моделей: Toyota Camry , Nissan Teana, Honda Accord), из которых следует, что в совокупности требованиям к параметрам, установленным заказчиком в приложении N3 к аукционной документации соответствует только легковой автомобиль модели Toyota Camry (производитель Toyota).
Вместе с тем, заказчиком на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требованиям к параметрам, установленным заказчиком в приложении N3 к аукционной документации, также соответствуют легковые автомобили иных производителей.
Согласно п.3.35 Административного регламента по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. N498, при принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
На основании вышеизложенного, исходя из представленных сторонами доказательств, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что требования к параметрам, установленные заказчиком в приложении N3 к аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о размещении заказов и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п.7 "Информационной карты электронного аукциона", заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта -1503000,00 руб.
А приложение N4 к документации об электронном аукционе содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку легкового автомобиля Toyota Camry (Тойота Камри) комплектации "Люкс" или эквивалент посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Проанализировав представленные заказчиком коммерческие предложения от 3 поставщиков: "Тойота Центр Липецк" (ООО "Центр Липецк"), "Тойота Центр Измайлово" (ООО "Измайлово"), "Тойота Центр Воронеж Север" (ООО "Бизнес Кар Воронеж"), Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в них содержится информация лишь о рыночной цене на автомобиль модели Toyota Camry.
Таким образом, заказчиком, в нарушение требований ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта на основании полученной информации о рыночной цене исключительно на автомобиль модели Toyota Camry.
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия Липецкого УФАС России также установила в действиях заказчика нарушения п.1 ч.1, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. Как установлено, предметом закупки является поставка легкового автомобиля Toyota Camry комплектации "Люкс" или эквивалент. Кроме того, приложение N3 к документации об электронном аукционе содержит спецификацию на поставку указанного выше легкового автомобиля с описанием объекта закупки - автомобиля модели Toyota Camry комплектации "Люкс".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, заказчиком, в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в приложение N3 к документации об электронном аукционе, да и в самом предмете закупки включено указание на товарный знак: автомобиль Toyota Camry комплектации "Люкс" или эквивалент.
2. В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанной выше нормы закона, заказчиком в приложениях N2 и N3 к документации об электронном аукционе установлены следующие требования: "п.4 Требования к отгрузке и доставке товара. Получение Товара Заказчиком осуществляется в автосалоне, расположенного на территории города Липецка_" (приложение N2 к аукционной документации), "Страна происхождения товара: Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан" (приложение N3 к аукционной документации).
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на положения документации об электронном аукционе на поставку легкового автомобиля Toyota Camry (Тойота Камри) комплектации "Люкс" или эквивалент (реестровый номер 0346100004014000013) обоснованной.
2. В действиях заказчика - ФГБОУ ВПО "Липецкий государственный технический университет" установлены нарушения п.1 ч.1, ч.3 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч.2 ст.8, ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
(подпись)
Члены Комиссии:
____________ А.В. Хохольских
(подпись)
____________ Т.С. Рябкова
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 сентября 2014 г. N 187ф/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2014