Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 июля 2014 г. N 4151/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района Черепановой Ксении Федоровны;
уполномоченного органа - Администрации Боровичского муниципального района - Егоровой Светланы Александровны (доверенность б/н от 16.01.2014);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Строитель плюс" - генерального директора Никонова Сергея Николаевича,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Строитель плюс" (174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Металлистов, д. 26; далее - ООО "Строитель плюс") на действия муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - КУМИ Боровичского муниципального района) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282, извещение N 0150300002414000098 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.06.2014, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
16.07.2014 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Строитель плюс" на действия муниципального заказчика - КУМИ Боровичского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282 (извещение N 0150300002414000098, дата размещения - 30.06.2014, начальная (максимальная) цена контракта - 23 622 250, 00 рублей) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению подателя Жалобы - ООО "Строитель плюс" муниципальным заказчиком - КУМИ Боровичского муниципального района в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе) неправомерно установлено требование о наличии у предлагаемых участниками закупки жилых помещений актов государственной экспертизы проектной документации объекта, в котором приобретаются жилые помещения, в соотвествии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК), поскольку в соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК в отношении проектной документации объектов капитального строительства, являющихся объектом рассматриваемой закупки, экспертиза не проводится.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать муниципальному заказчику - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Документацию об электронном аукционе.
На рассмотрении представитель подателя Жалобы - ООО "Строитель плюс" поддержал ее доводы в полном объеме.
Муниципальный заказчик - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. Новгородского УФАС России N 6080 от 21.07.2014).
В Документации об электронном аукционе установлено, что поставщик обязуется осуществить государственную экспертизу проектной документации объекта, в котором приобретаются жилые помещения в соответствии с требованиями ГрК.
В соответствии с частью 3.4 статьи 49 ГрК проектная документация всех объектов, строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе.
Рассматриваемая закупка осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также средств бюджета Новгородской области.
В связи с изложенным, муниципальный заказчик - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района считает, что установление требования к поставщику о выполнении экспертизы проектной документации объекта, в котором приобретаются жилые помещения, в соответствии с требованиями ГрК, являются правомерным.
Уполномоченный орган - Администрация Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - Администрация Боровичского муниципального района) также считает Жалобу необоснованной, на рассмотрении поддержал доводы муниципального заказчика - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В июне - июле 2014 года муниципальным заказчиком - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района проводится осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282.
Документация об электронном аукционе утверждена приказом N 209 от 30.06.2014 председателя КУМИ Администрации Боровичского муниципального района К.Ф. Черепановой.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК экспертиза не проводится в отношении проектной документации:
- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Муниципальным заказчиком - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе определен объект рассматриваемой закупки.
Согласно пункту 3.1 Документации об электронном аукционе объектом закупки является приобретение благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10.2 Документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
Таким образом, муниципальным заказчиком - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в соответствии с подпунктом "б" пункта части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, объектом закупки в данном случае, фактически, является поставка товара - приобретение у участника закупки благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы.
Постановление Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282, утвердившее адресную программу "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", принято в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185 - ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассматриваемая закупка проводится с учетом положений Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, и принятой на его основе адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ разделяет расходование средств Фонда на:
- приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК;
- строительство таких домов;
- выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из объекта рассматриваемой закупки, установленного в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе, в данном случае расходуются средства на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц).
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
При этом, приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) не является предметом регулирования ГрК.
Следовательно, требования статьи 49 ГрК о необходимости экспертизы проектной документации на приобретение благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы не может быть установлено при проведении рассматриваемой закупки.
Соответственно, муниципальным заказчиком - КУМИ Боровичского муниципального района неправомерно установлено требование к объекту закупки (приобретению благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы) в виде наличия заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство объектов капитального строительства, в котором приобретаются жилые помещения.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - КУМИ Администрации Боровичского муниципального района содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении требований к описанию объекта закупки путем установления неправомерного требования к товару, влекущему за собой ограничение количества участников аукциона.
Согласно части 2 статье 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика - КУМИ Боровичского муниципального района, существенно повлияли на результаты закупки (на участие в аукционе поступила только одна заявка), что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 8, 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Строитель плюс" (174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Металлистов, д. 26) на действия муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - КУМИ Боровичского муниципального района) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области от 30.04.2013 года N 282, извещение N 0150300002414000098 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.06.2014, обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - КУМИ Боровичского муниципального района нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику - КУМИ Боровичского муниципального района, уполномоченному органу - Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Открытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - КУМИ Боровичского муниципального района.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.В. Терентьева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 июля 2014 г. N 4151/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2014