Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 августа 2014 г. N 03-10.1/420-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Импульс" (далее - заявитель) на действия заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене кровли в гараже УФНС России по Омской области (извещение N 0152100004414000016) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя заказчика -<_>,
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8324 от 01.07.2014) жалоба заявителя, в которой указано, что заказчик нарушил отдельные требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
В жалобе указаны следующие доводы:
Довод N 1: в документации об электронном аукционе существуют противоречия в части предоставления преимуществ участникам закупки в соответствии со статьями 28-29 Федерального закона о контрактной системе;
Довод N 2: неправомерное установление требований к участникам закупки без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
Довод N 3: в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе заказчик не установил исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Довод N 4: разъяснения положений документации от 28.07.2014 изменили суть документации об электронном аукционе, а именно характеристику товара "Поковки из квадратных заготовок";
Довод N 5: заказчиком установлены необоснованные требования к применяемым материалам по позиции 11 приложения к документации об электронном аукционе "Перечень материалов".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6832 от 31.07.2014) заказчиком были представлены (вх. N 8347 от 04.06.2014) материалы закупки.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте следует, что 23.07.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1290646,00 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 12 главы 2 "Информационная карта" документации об аукционе (далее - ИКА) "Преимущества - не установлены", вместе с тем в подпункте 5 пункта 4 части 20 главы 2 ИКА заказчик определил, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе "документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе или копии этих документов".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия согласилась с доводом заявителя о том, что "не понятно установил ли заказчик преимущества и ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы или организации инвалидов".
3.2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе в извещении N 0152199994414000016 и в подпункте 2 пункта 19 главы 2 Информационной карты (далее - ИКА) заказчик установил требование к участникам закупки - "правомочность участника закупки заключать контракт", которое утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В силу изложенного заказчик установил в пункте 19 ИКА неправомерное требование к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать контракт, соответственно Комиссия признала обоснованным довод жалобы Общества о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
3.3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 9 главы 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе заказчик указал, что "Подрядчик должен имеет свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией по видам работ, являющихся предметом аукциона (виды работ по Перечню, утвержденному Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624)" (далее - свидетельство СРО).
Согласно извещению N 0152199994414000016 предметом договора является выполнение работ по замене кровли в гараже УФНС России по Омской области.
В пункт 13 "Устройство кровель" раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту" Перечня входят следующие виды работ:
13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов <*>.
13.2. Устройство кровель из рулонных материалов <*>.
13.3. Устройство наливных кровель <*>.
При этом в силу примечания к Перечню указанные виды работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с данной нормой ГрК РФ к таким объектам относятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, к которым здание гаража УФНС России по Омской области не относится.
В силу указанного, заказчик необоснованно установил требование о наличии у Подрядчика свидетельства СРО.
3.4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении "Перечень материалов" к документации об электронном аукционе" заказчик в табличной форме указал наименование товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, а также показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться (далее - Таблица).
В пункте 3 Таблицы "Поковки из квадратных заготовок" заказчик установил следующее:
"Массовая доля углерода не менее 0,6%, группа стали М1".
Из текста запроса следует: "Просим дать разъяснение документации электронного аукциона на выполнение работ по замене кровли в гараже УФНС России по Омской области. (закупка 0152100004414000016). В аукционной документации, в разделе Перечень материалов в пункте 3 содержится следующее: "Поковки из квадратных заготовок. Массовая доля углерода не менее 0,6%. Группа стали М1" Данные характеристики не соответствуют ГОСТ 7505-89. Согласно указанному ГОСТу: "M1 - сталь с массовой долей углерода до 0,35 % включ. и суммарной массовой долей легирующих элементов до 2,0 % включ.; М2 - сталь с массовой долей углерода свыше 0,35 до 0,65 % включ. или суммарной массовой долей легирующих элементов свыше 2,0 до 5,0 % включ. М3 - сталь с массовой долей углерода свыше 0,65 % или суммарной массовой долей легирующих элементов свыше 5,0 %". Просим уточнить характеристики товара "поковки из квадратных заготовок".
На данный запрос заказчиком дан ответ следующего содержания: "В связи с поступлением запроса на разъяснение уточняем характеристики товара:
- в разделе Перечень материалов в пункте 3 содержится следующее: "Поковки из квадратных заготовок. Массовая доля углерода не менее 0,6%. Группа стали М1".
Необходимо читать:
"Поковки из квадратных заготовок.
Массовая доля углерода не менее 0,6%. Группа стали М3.
(М3 - сталь с массовой долей углерода свыше 0,65 % или суммарной массовой долей легирующих элементов свыше 5,0 %)".
Кроме того, в графе Таблицы "Показатели, значения которых не могут изменяться" заказчик указал: "Из квадратных заготовок. Масса, кг. 1,8. Остальные качественные характеристики и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 7505-89".
Как следует из Таблицы 1 ГОСТ 7505-89 "М3 - сталь с массовой долей углерода свыше 0,65% или суммарной массовой долей легирующих элементов свыше 5,0 %).
В силу части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, заказчик первоначально установив требование к квадратным заготовкам об их изготовлении из стали - М1, с массовой долей углерода 0,35% включительно (до 28.07.2014), своими разъяснениями изменил требование к применяемой марки стали - М3, имеющей массовую долю углерода свыше 0,65%, тем самым нарушил требования части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Учитывая, что вышеуказанными разъяснениями заказчик внес изменения в документацию об электронном аукционе, тем самым нарушил требования части 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе, не продлив срок подачи заявок на участие в аукционе, соответственно Комиссия признает указанный довод заявителя обоснованным.
3.5. Комиссия признала необоснованным довод заявителя о том, что заказчик неправомерно установил в пункте 11 Таблицы требование к диаметру стержня гвоздей: "диаметр стержня не менее 2,0 мм", поскольку согласно ГОСТ 4030-63 "Гвозди кровельные. Конструкция и размеры" диаметры стержня кровельных гвоздей могут быть от 2,0 до 3,5 мм.
В силу указанного Комиссия считает, что в Приложении "Перечень материалов" к документации об электронном аукционе заказчик неверно указал ссылку на ГОСТ 4028-53, в соответствии с которым гвозди имеют диаметры стержня 0,8, 1,0, 1,2, 14, 1,6 мм.
3.6. На основании пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Как следует из извещения N 0152199994414000016 условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не указаны.
Таким образом, заказчик неправомерно установил в подпункте 6 пункта 20 ИКА требование к составу второй части заявки о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
3.7. В силу части 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение указанной нормы в пункте 13.2 проекта государственного контракта заказчик указал, что "возврат обеспечения исполнения контракта (в форме внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет) осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 352 ГК РФ", при этом не включил обязательное условие о сроках возврата.
Также Комиссия отмечает, что статья 352 ГК РФ "Прекращение залога" не содержит часть 3.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Импульс" на действия заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене кровли в гараже УФНС России по Омской области (извещение N 0152100004414000016), признав необоснованным довод ООО "Импульс" об установлении заказчиком противоречивых требований к диаметру стержня гвоздей.
2. Признать в действия заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Омской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 27 статьи 34, пунктов 6 и 7 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 5 и 6 статьи 65, пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать заказчику - Управление Федеральной налоговой службы по Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
Ш.М.Кусанова |
Члены Комиссии: |
А.В.Вормсбехер |
|
А.Н.Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 августа 2014 г. N 03-10.1/420-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2014