Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 августа 2014 г. N 03-10.1/421-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэдианс" (далее - заявитель) на действия Администрации Георгиевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по объекту: "Водоснабжение д. Георгиевка Горьковского муниципального района Омской области" (извещение N 0152300010714000001) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей заказчика - <_>, главы Горьковского муниципального района Омской области, <_> (доверенность N 2 от 12.08.2014), <_> (доверенность N 3 от 12.08.2014), <_> (без доверенности),
в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 8430э от 06.08.2014), согласно которой заказчик установил в извещении о проведении закупки и документации об электронном аукционе требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, а также требования к товарам, используемым при выполнении работ, с нарушением требований части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
В частности, заявитель указывает следующее: "1. В извещении о проведении электронного аукциона N 0152300010714000001 содержится информация о единых требованиях к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, а также требования к участникам в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 Статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
При этом в данном извещении не установлены дополнительные требования об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В то же время, в противоречие нормам извещения в пункте 17 документации об электронном аукционе установлено дополнительное требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также, в нарушение требований части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, Заказчиком, в извещении о проведении электронного аукциона, установлены требования о соответствии участников пунктам 1 и 2 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, однако, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 31 Федерального закона N44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, пункт 2 настоящей статьи утратил силу - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
2. В документации об электронном аукционе заказчик установил требования к участникам закупки с нарушением требований части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно, без учета изменений, внесенных в указанную статью Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В соответствии с п.п. 4 пункта 2 части 18 документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: "декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона", однако, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 31 Федерального закона N44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, пункт 6 настоящей статьи утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
3. Также отметим, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Данные показатели содержатся в приложении N1 к техническому заданию документации об аукционе, однако данное приложение содержит требования, которые лишают участников закупки возможности правильно подготовить первую часть заявки, и могут привести к необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе, а именно:
По позиции "Битум нефтяной строительный" страницы 59 приложения N1 Заказчиком установлены требования к битумам нефтяным строительным марки БН-90/10, однако в графе показателей, значения которых не могут изменяться установлено требование о соответствии ГОСТ 22245-90, который распространяется на БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ марок БНД 200/300; БНД 130/200; БНД 90/130; БНД 60/90; БНД 40/60; БН 200/300 ; БН 130/200; БН 90/130; БН 60/90. Данное противоречие лишает участников закупки возможности подготовки заявки на участие, поскольку на битумы нефтяные строительные марки БН 90/10 распространяется стандарт ГОСТ 6617-76. И изменение стандарта ГОСТ 22245-90, указанного в документации об аукционе, на стандарт ГОСТ 6617-76 соответствующий марке битума БН 90/10 не допускается, поскольку данное требование установлено в графе показателей, значения которых не могут изменяться.
По позициям "Гвозди строительные" страницы 3, "Доски" страницы 10, "Проволока порошковая для дуговой сварки" страницы 13, "Электроды для ручной дуговой сварки" страницы 16 и т.д. приложения N1 к техническому заданию документации об аукционе, в нарушение требований части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, Заказчиком установлены требования к упаковке, её качественным и техническим характеристикам, отгрузке товара (материалов), используемых при выполнении работ".
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию приостановить определение поставщика; провести внеплановую проверку документации об электронном аукционе; обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя), либо внесением изменений в документацию о закупке.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7056 от 06.08.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 8628 от 12.08.2014).
Из представленных материалов следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе 24.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком после внесения изменений в соответствии с предписанием N 03-10.1/307-2014 от 20.06.2014 Омского УФАС России были размещены извещение N 0152300010714000001 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 23 841 440,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе 0152300010714000001 от 12.08.2014, представленному заказчиком на заседании Комиссии, поступило десять заявок, семь участников были допущены к участию в электронном аукционе.
15.08.2014 - дата проведения электронного аукциона.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Рэдианс", представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований), указываются в извещении о проведении электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, перечисленную в пунктах 1-12 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований).
Часть 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень единых требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0152300010714000001 содержится информация о единых требованиях к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Заказчик в процессе рассмотрения жалобы по существу и в своем отзыве на жалобу (от 13.08.2014), представленном на заседание Комиссии, указал следующее: "1. Заявитель жалобы указывает, что в извещении не указано требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Поясняем, что на момент формирования извещения о проведении торгов в системе официального сайта отсутствовал функционал, позволяющий выделить дополнительное требование согласно части 1.1. статьи 31 Федерального закона о контрактной системе отдельной графой. Соответственно, исходя из принципа того, что документация об аукционе раскрывает содержательно извещение и всегда, в отличие от извещения, содержит исчерпывающую информацию об условиях участия в торгах, данное требование было установлено.
2. Заявитель обжалует установления требования о соответствии участников пунктам 1 и 2 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Поясняем, что документация об аукционе первоначально размещалась на сайте 27 мая 2014 года, до вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ. Соответственно, согласно предписанию УФАС по Омской области N 03-10.1/307-2014, заказчику предписывалось внести изменения в документацию об аукционе в совершенно определенной ее части:
1) в подпункте 1 пункта 15 документации об аукционе установить исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, указав виды работ, предусмотренные пунктом 33 раздела III Перечня, на которые должно быть свидетельство СРО по организации строительства, и конкретные виды работ, предусмотренные пунктами 1-32 данного раздела Перечня, на которые должно быть свидетельство СРО к определенным видам работ;
2) в подпункте 8 пункта 18 документации об электронном аукционе исключить пункты 1 и указав следующее: "Декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям";
3) в пункте 25 документации об аукционе исключить слова: "5% от начальной (максимальной) цены муниципального контракта и составляет 1192072,00 руб.", указав размер обеспечения заявки - два процента начальной (максимальной) цены муниципального контракта;
4) включить в пункты 6.2 и 7 проекта муниципального контракта обязательные условия о сроках оплаты работы и осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов);
Однако, в связи с тем, что документация размещалась в период действия 44-ФЗ до внесения изменений законом N 140-ФЗ, внесение изменений в документацию должно осуществляться с учетом действия правового поля, существовавшего на момент размещения документации.
3. Заявитель обжалует требования к позиции "Битум нефтяной строительный" в Приложении N1 в части соответствия ГОСТ 22245-90.
При этом во второй колонке Приложения N1 достаточно подробно и четко установлены требования к битумам, в третьей колонке "Показатели, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" установлено:
Должен быть марки БН 90/10
Остальные качественные характеристики и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара соответствуют требованиям, установленным ГОСТ 22245-90.
Соответственно, термин "строительство" подразумевает под собой широкий спектр работ, выполняемых в строительной отрасли, в том числе в дорожном строительстве применяются битумы. Соответственно, любой дорожный битум является подклассом битума строительного.
Данный факт подтверждается на основании самого ГОСТ 22245-90:
"Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий".
При этом характеристика (марка) 90/10 означает глубину проникания иглы при температуре 25 градусов в диапазоне от 10 до 90 и является минимальным требованием, не ограничивающим поставщика в предложении улучшенного товара.
Соответственно, формулировка о соответствии указанному ГОСТ дана в части остальных требований - по факту относится к приемке и методам контроля, которые идентичны ГОСТ 6617- 76. А требования к самому товару (материалу) исчерпывающе описаны во втором столбце таблицы Приложения 1 к техническому заданию.
4. Заявитель ссылается на установление Заказчиком требований к упаковке. Согласно статье 33 ФЗ N44-ФЗ "1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)"
При этом предметом контракта являются строительные работы, для выполнения которых используется товар (материал).
В соответствии с ч.З. ст. 94 ФЗ N44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Товары (материалы) в строительстве наравне с работами учитываются, принимаются и оплачиваются отдельно. В том числе при частичном исполнении контракта в случае досрочного расторжения, Заказчик будет обязан принять поставленные товары (материалы)
В связи с тем, что товары (материалы) до их приемки в производство работ должны быть приняты Заказчиком, произведен входной контроль - проведение входного контроля возможно только при надлежащей маркировке и упаковке.
Согласно Статье 481 ГК РФ:
п.1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за
исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
п.3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям".
Соглашаясь с указанной позицией заказчика, Комиссия признала жалобу ООО "Рэдианс" необоснованной.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе в сформированном программно-аппаратными средствами извещении о проведении электронного аукциона N 0152300010714000001, размещенном на официальном сайте 24.07.2014, заказчик установил дату начала подачи заявок 22.07.2014.
Вместе с тем, в пункте 11 печатной формы извещения о проведении электронного аукциона и в пункте 22 документации об электронном аукционе заказчик указал: "срок подачи заявок: заявка подается в любое время с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до 10.08.2014 года "09" часов "00" минут включительно (местного времени)".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэдианс" на действия Администрации Георгиевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по объекту: "Водоснабжение д. Георгиевка Горьковского муниципального района Омской области" (извещение N 0152300010714000001).
2. Признать в действиях Администрации Георгиевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области нарушение пункта 6 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе. Учитывая, что данное нарушение не повлияло на результат закупки, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 августа 2014 г. N 03-10.1/421-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2014