Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 июля 2014 г. N 03-10.1/375-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Инстрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Омской области" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки "Капитальный ремонт здания ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Омской области" по адресу г. Омск, ул. Кемеровская 1/1" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100010614000027) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7418 от 11.07.2014), в которой указано, что аукционная комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), неправомерно отказав ему в допуске к участию в электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6196 от 14.07.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 7687 от 16.07.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 11.06.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 7635800 рублей.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 01.07.2014 указано, что поступило двадцать семь заявок, двадцати четырем участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.
В соответствии с протоколом проведения аукциона от 04.07.2014 три участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшую цену 6490430 рублей предложил участник N 1.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 09.07.2014 заявки двух участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "Стройсистема" с предложенной ценой 6528609 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с указанной нормой в первом абзаце пункта 1 части 18 документации об аукционе Заказчик установил аналогичные требования к содержанию первой части заявки.
Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы во втором абзаце пункта 1 части 18 документации об аукционе установлены избыточные требования к содержанию первой части заявки, предусмотренные в случае поставки товаров, а именно:
"конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя".
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В Приложении N 2 к документации об аукционе в табличной форме Заказчик установил функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным заказчиком требованиям, например, по позиции 1 "Битумы нефтяные строительные", в том числе предусмотрев в следующие сведения:
Технические характеристики |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. измерения |
|
Требуемые параметры |
Требуемые значения |
|
|
Поставляемый товар должен быть новым товаром, не иметь повреждений и дефектов (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) |
|
|
|
Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм |
не более 5-20 |
|
мм |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С |
90-105 |
|
°С |
Растяжимость при 25°С |
не менее 1,0 |
|
|
Растворимость |
не менее 99,5 |
|
% |
Изменение массы после прогрева |
не более 0,5 |
|
% |
Температура вспышки |
не ниже 240 |
|
°С |
Массовая доля воды |
Следы |
|
|
Исходя из требований пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 01.07.2014 Заявителю (заявка N 17) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:
"не указаны технические характеристики материалов предлагаемые участником".
В соответствии с требованиями пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе протокол не содержит указания положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.
В своей жалобе Заявитель указывает на данное нарушение и считает, что представил в заявке все необходимые сведения в соответствии с требованиями документации и законодательства.
Изучив первые части заявок всех участников закупки, Комиссия установила, что заявка Заявителя полностью соответствовала требованиям, установленным документацией об аукционе, например по позиции 1 "Битумы нефтяные строительные", в том числе было указано:
Технические характеристики |
Значение, предлагаемое участником |
Ед. измерения |
|
Требуемые параметры |
Требуемые значения |
|
|
Поставляемый товар должен быть новым товаром, не иметь повреждений и дефектов (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) |
|
|
|
Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм |
5 |
|
мм |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С |
90 |
|
°С |
Растяжимость при 25°С |
н 1,0 |
|
|
Растворимость |
99,5 |
|
% |
Изменение массы после прогрева |
0,5 |
|
% |
Температура вспышки |
240 |
|
°С |
Массовая доля воды |
Следы |
|
|
Представители Заказчика, разъясняя на заседании Комиссии принятое решение, указали, что Заявителем не была заполнена графа "Значение, предлагаемое участником", в связи с чем аукционная комиссия посчитала, что сведения о технических характеристиках товаров Заявителем не представлены, поэтому отказала Обществу в допуске к участию в аукционе.
В силу части 2 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе не содержала такого требования.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что аукционная комиссия в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе, поскольку конкретные показатели товаров были указаны Обществом в графе "Требуемые значения", в связи с чем жалоба признается обоснованной.
3.2. Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно требованиям пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) определен исчерпывающий перечень единых требований, устанавливаемых к участникам закупки.
В нарушение указанных норм пункт 2 части 18 документации об аукционе содержит требование о правомочности участника закупки и о представлении участниками во второй части заявки "документов или копий документов, подтверждающих правомочность участника закупки".
3.3. В соответствии с требованиями части 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 16 документации об аукционе Заказчик установил указанное требование к участникам закупки.
Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона указанного требования не содержало.
3.4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 09.07.2014 заявка участника закупки ООО "Прасад-55" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, при этом в нарушение части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе в протоколе не отражено обоснование такого решения с указанием положений документации об аукционе и положений заявки данного участника закупки.
Из пояснений представителей Заказчика, заявка участника признана несоответствующей в связи с отсутствием во второй части заявки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе не содержали требований о представлении каких-либо документов, в том числе и указанного свидетельства.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Инстрой" на действия заказчика - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Омской области" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Капитальный ремонт здания ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Омской области" по адресу г. Омск, ул. Кемеровская 1/1" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100010614000027).
2. Признать в действиях ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Омской области" и его аукционной комиссии нарушение требований частей 1, 1.1 и 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 3 части 3 и пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67, частей 6 и 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Омской области" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Инстрой" должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.В.Вормсбехер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 июля 2014 г. N 03-10.1/375-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2014