Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 июля 2014 г. N 03-10.1/389-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрация Тевризского муниципального района Омской области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Выполнение работ по строительству школы на 120 учащихся и детского сада на 40 мест в п.Белый Яр Тевризского района Омской области (технологическое оборудование школы (немонтируемое))" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300024714000011) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила по подведомственности из ФАС России жалоба Заявителя (вх. N 7758 от 18.07.2014), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), включив в документацию об аукционе требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6462 от 21.07.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 7905 от 22.07.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 11.06.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4431632,80 руб.
Согласно извещению дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе были установлены 28.07.2014 в 09:00 час.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно статье 6 Федерального закона "О контрактной системе" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В извещении и документации об аукционе указано наименование объекта закупки: "Выполнение работ по строительству школы на 120 учащихся и детского сада на 40 мест в п.Белый Яр Тевризского района Омской области (технологическое оборудование школы (немонтируемое))".
В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"Согласно Документации, в рамках Аукциона необходимо выполнить общестроительные работы, которые относятся к совершенного особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.
Между тем, согласно Документации, в рамках Аукциона, помимо оборудования и материалов, которые непосредственна используются при выполнении работ по реконструкции, также необходимо поставить следующее оборудование:
1. Оборудование, использующееся для приготовления, хранения, подачи пищи: котел пищеварочный электрический, машина для переработки овощей, мясорубка электрическая, универсальная кухонная машина, машина посудомоечная и т. д.
2. Оборудование медицинского кабинета: камера бактерицидная, кушетка смотровая, весы медицинские, стерилизатор воздушный и т. д.
3. Мебель: стеллаж библиотечный, диван офисный, кресло директора, шкаф для хозяйственного инвентаря и т. д.
4. Оборудование спортивного зала: шведская стенка гимнастическая, брусья гимнастические, батут детский, шест дня лазания, мостик гимнастический, скамейка гимнастическая.
Поставка указанного оборудования технологически и функционально не связана ни с предметом Аукциона (при выполнении работ по строительству нет необходимости использовать оборудование пищеблока), ни между собой Включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках Аукциона".
Не соглашаясь с доводами жалобы, представитель Заказчика привел следующие возражения:
"В 2012 году на уровне Правительства Омской области было принято решение о строительстве объекта "Школа на 120 учащихся и детский сад на 40 мест в поселке Белый Яр Тевризского района Омской области". Администрацией Тевризского муниципального района пройден отбор на получение субсидий из федерального и областного бюджета на строительство объекта под "ключ" в рамках программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014 годы)" (Постановление правительства Омской области от 04.04.2012 г. N67-п).
С 2013 года в связи с изменением программы, пройден отбор на получение субсидий из федерального и областного бюджета на строительство объекта под "ключ" в рамках программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)" (Постановление правительства Омской области от 22.05.2013 г. N114п).
Проектно-сметная документация на строительство "Школы на 120 учащихся и детский сад на 40 мест" прошла экспертизу (Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области- 26.02.2013 г., Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области- 22.05.2013 г.).
Стоимость строительства под "ключ", включая оборудование монтируемое и немонтируемое в ценах по состоянию на 4 квартал 2012 года составляет 223 847 200,00 рублей. В связи с тем, что финансирование объекта осуществляется поэтапно, в марте 2013 года объявлен аукцион (извещение N0152300024713000003) на выполнение работ по строительству школы на 120 учащихся и детского сада на 40 мест в п.Белый Яр Тевризского района Омской области с начальной максимальной ценой контракта 198 950 953,50 рублей. По итогам аукциона заключен контракт, ведется строительство. В 2014 году на совместном совещании в министерстве сельского хозяйства Омской области было принято решение об индексации стоимости оборудования по объекту в текущие цены 2014 года. После экспертизы в ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике Омской области" стоимость оборудования в ценах 2 квартала 2014 года. В связи с тем, что монтаж и монтируемое оборудование закупается в рамках строительства одного объекта и оплачивается за счет субсидий, выделяемых на объекты капитального строительства муниципальной собственности по статье "Выполнение работ по строительству школы на 120 учащихся и детского сада на 40 мест в п.Белый Яр Тевризского района Омской области" (данный перечень утвержден распорядителем бюджетных средств) данный аукцион является технологически и функционально связан с основным объектом строительства".
Изучив документацию об аукционе, Техническое задание, Комиссия установила, что аукцион проводится исключительно на поставку и монтаж оборудования, закупаемых в рамках строительства школы на 120 учащихся и детского сада на 40 мест.
Таким образом, Заказчик не объединял строительные работы с поставкой вышеуказанных товаров, не ограничивая тем самым поставщиков и (или) производителей специализированного оборудования, относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство.
Исходя из изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о закупках, в связи с чем, данный довод жалобы признается необоснованным.
3.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"Согласно п. 2 ст. 33 Закона N 44 - ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Загона N 44 - ФЗ, "должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
В нарушение данных положений заказчик, уполномоченный орган в Документации указал точные показатели товаров, подлежащих закупке. Заказчиком не были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Подобные действия заказчика, уполномоченного органа, обозначенные в настоящей жалобе, являются нарушением положений действующего законодательства. Указание конкретных показателей, содержащееся в Документации способствует, в том числе, ограничению количества участников заказа, что, в свою очередь, препятствует реализации целей Закона N 44 ФЗ. который направлен на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблении в сфере таких закупок".
Изучив документацию об аукционе, Комиссия установила, что Техническое задание содержит как минимальные и максимальные значения показателей, так и показатели, значения которых не могут изменяться, например:
56 |
Стол верстак комбинированный учебный ВК-УПр (в комплекте табурет экран защитный) |
Габаритные размеры ВК-У без табурета не более 1100*500*900 мм. Габариты столешницы 1000*500*45 мм. Высота установки от уровня пола до рабочей поверхности столешницы- 680-900 мм. Перемещение прижима тисков столярных не менее 50 мм. Наибольшая статистическая нагрузка на верстак 500 Н (50 кГс). Наибольшая длина заготовки, обрабатываемой между шкантом столешницы и прижимом тисков столярных 930 мм, наименьшая - 10 мм. Масса изделия не более 40 кг. В комплект изделия входит: Верстак 1 шт; Экран защитный 1 шт; Табурет 1 шт; Тиски столярные( струбцина) 1 шт; Тиски слесарные на струбцине 1 шт; Руководство по эксплуатации 1 шт. |
Таким образом, Комиссия считает, что Заказчик установил требования к товару в соответствии с вышеуказанной нормой, в связи с чем, данный довод жалобы признается необоснованным, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы о том, что требования, установленные к товарам, влекут за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
3.3. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее: "Градостроительный кодекс Российской Федерации", юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Однако, далеко не каждая организация, занимающаяся поставкой специализированного оборудования осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство.
Таким образом, компании, в том числе ОСО "Комплект сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в Аукционе. Необходимость наличия свидетельства СРО служит главным препятствием для принятия участия в Аукционе. При этом важно учитывать, что стоимость требуемого к поставке оборудования по каждой из групп товаров, составляет весьма значительную сумму от общей стоимости контракта, а потому нельзя говорить о том, что условия о поставке соответствующего оборудования существенно не влияют на характер правоотношений сторон в рамках Аукциона".
Комиссия отмечает, что документация об аукционе не содержит требования о представлении участниками закупки каких либо документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе свидетельства саморегулируемой организации, в связи с чем, довод жалобы признается необоснованным.
3.4. В силу частей 4-9 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проект государственного контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней).
На основании части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В нарушение требований части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не содержит информации о фиксированной сумме штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Комплект сервис" на действия Администрации Тевризского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Выполнение работ по строительству школы на 120 учащихся и детского сада на 40 мест в п.Белый Яр Тевризского района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300024714000011).
2. Признать в действиях Администрации Тевризского муниципального района Омской области нарушение требований части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Тевризского муниципального района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.Н. Шевченко |
|
Н.М.Капарушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 июля 2014 г. N 03-10.1/389-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2014