Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 июля 2014 г. N 03-10.1/399/2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "АТРЕЙДЭС" на действия заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" в лице Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку цифрового тахографа "ШТРИХ-TaxoRUS" исполнения 18 с СКЗИ (или "эквивалент") - 2 шт. и цифрового тахографа "ШТРИХ-TaxoRUS" исполнения 15 с СКЗИ (или "эквивалент") - 7 шт., с установкой, активацией, калибровкой, а также с поставкой карт водителя с блоком СКЗИ - 9 шт. и карт предприятия с блоком СКЗИ - 2 шт. (извещение N 0352100007414000023) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя -;
заказчика -,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 8021 от 25.07.2014), в которой указано, что аукционная комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), неправомерно отказав ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заявитель, не соглашаясь с обоснованием отказа, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 21.07.2014, указал в жалобе: "В заявке, поданной ООО "АТРЕЙДЭС" указаны все характеристики и показатели, соответствующие требованиям заказчика.
Исходя из требований ФЗ-44, положений документации об Аукционе, в первой части заявки участников закупки должны быть указаны конкретные показатели,, предлагаемых к использованию в ходе выполнения работ товаров.
Гарантийный срок на выполнение работы не является характеристикой товара, а является условием исполнением контракта, ++ поэтому у участников закупки отсутствует обязанность указания конкретных условий гарантийного срока.
Таким образом, при рассмотрении заявки ООО "АТРЕЙДЭС", даже при не указании условий гарантийного срока, можно идентифицировать объект закупки.
Кроме того, в приложении N 4 документации об электронном аукционе предусмотрена рекомендуемая форма первой части заявки, в которой не указаны условия гарантийного срока".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6601 от 24.07.2014) заказчиком были представлены материалы закупки.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 08.07.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 416250 руб.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14.07.2014 указано, что поступило две заявки, заявителю отказано в допуске к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 23.07.2014 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должны быть указаны требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В подпункте 13.2.3 пункта 13.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе были установлены следующие требования:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника закупки: Настоящим участник электронного аукциона подтверждает свое согласие поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Техническим заданием документацией и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя".
В Приложении N 2 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" (далее - Техническое задание)заказчик установил: место и срок поставки товара, основные технические характеристики, подробное описание товара, количеств и комплектацию, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (указывается при необходимости).
При этом в подпункте 3.1 пункта 3 Технического задания установлено, что: "Гарантии качества распространяются на весь объем поставляемого Товара. Гарантийный срок службы товара составляет не менее 5 лет с момента ввода в эксплуатацию. Гарантийный срок технического обслуживания - не менее 3 лет".
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 16.3 документации об электронном аукционе "участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной п. 13.2.3. настоящего Раздела документации, или предоставления недостоверных информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной п. 13.2.3. настоящего Раздела документации".
В протоколе рассмотрения первых частей заявок от 14.7.2014: "Не допустить участника размещения заказа, подавшего заявку с порядковым номером 2(8266758) к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием заявки требованиям документации об аукционе и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (участник под номером 2(8266758) не указал условие гарантийного срока технического обслуживания)".
Изучив заявки всех участников закупки, Комиссия установила, что Общество в соответствии пунктом 13.2.3 документации об электронном аукционе выразило свое согласие поставить товар и оказать услугу на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, предложив к поставке тахографы модели "ШТРИХ-TaxoRUS" (ГЛОНАСС/GPS) с СКЗИ с характеристиками и показателями, соответствующими требованиям Технического задания при этом заявитель указал в заявке, что "гарантийный срок эксплуатации - 60 месяцев со дня ввода тахографа в эксплуатацию. Год выпуска тахографа - 2014 год".
Комиссия считает, что гарантийные обязательства исполнителя не могут быть отнесены к конкретным показателям товаров используемых при установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия необоснованно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 14.07.2014.
Вместе с тем, на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия должна была отказать заявителю в допуске к участию в аукционе, т.к. в нарушение подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, заявка заявителя не содержит указания на наименование места происхождения или наименование производителя персонифицированных электронных карт водителей и предприятия, которые должны поставляться в комплекте с тахографами.
3.2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В подпункте 1 пункта 11.1 Раздела 11 "Требования к участникам закупки", в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчик установил следующее обязательное требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги) являющихся объектом закупки)".
Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
3.3. В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 настоящих Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.
На основании пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение указанных норм пункт 6 проекта гражданско-правового договора, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не содержит информацию о фиксированной сумме штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
3.4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе в извещении N и в подпункте 2 пункта 13.2.4 документации об электронном аукционе заказчик установил требование к участникам закупки - "правомочность участника закупки заключать контракт", которое утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В силу указанного заказчик установил неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
3.5. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В Техническом задании и пункте 1.2 проекта гражданско-правового договора заказчик указал: "Место поставки: 646900, Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, г. Калачинск, ул. Авиационная, 1, Авиабаза "Калачинск", вышеуказанный адрес не может быть местом оказания услуги по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 21.08.2013 N 273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" (зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2014 N 31407) оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России N 36, включены ФБУ "Росавтотранс" в перечень сведений о мастерских.
Согласно Порядку учета сведений о перечне мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, утвержденному приказом ФБУ "Росавтотранс" от 28.03.203 N 25 работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов проводятся только по адресу мастерской.
Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов размещен на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" http://rosavtotransport.ru.
3.6. Согласно подпункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение указанной нормы, пункт 9 "Разъяснение положений документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе, заказчик не установил указанные даты.
3.7. Согласного пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных норм вторая часть заявки не содержит перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, в том числе копию лицензии ФСБ России.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "АТРЕЙДЭС" на действия заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" в лице Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" при проведении электронного аукциона на поставку цифрового тахографа "ШТРИХ-TaxoRUS" исполнения 18 с СКЗИ (или "эквивалент") - 2 шт. и цифрового тахографа "ШТРИХ-TaxoRUS" исполнения 15 с СКЗИ (или "эквивалент") - 7 шт., с установкой, активацией, калибровкой, а также с поставкой карт водителя с блоком СКЗИ - 9 шт. и карт предприятия с блоком СКЗИ - 2 шт. (извещение N0352100007414000023).
2. Признать в действия заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" в лице Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" и его аукционной комиссии нарушение части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 статьи 42, пункта 11 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать заказчику - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" в лице Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
Ш.М.Кусанова
А.В.Вормсбехер
А.Н.Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 июля 2014 г. N 03-10.1/399/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2014