Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 сентября 2014 г. N 03-10.1/457-2914
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Веретельник М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "РегионСтройСервисавтоматика" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрация Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области при проведении электронного аукциона "Реконструкция водозабора насосно-фильтровальной станции 1-го подъема Калачинского водозабора в с.Воскресенка Омской области" (извещение N 0152300012914000025) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя заказчика -,
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9086э от 25.08.2014) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что при проведении электронного аукциона заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), поскольку содержание технического задания в документации об электронном аукционе не дает возможность подать заявку, т.к. не все локально сметные расчеты размещены на сайте, а также отсутствуют проекты.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7789 от 27.08.2014) заказчиком представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 11.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта 19778174,42 руб.
21.08.2014 на официальном сайте были размещены разъяснения: N РД 1; N РД 2; N РД 3, в результате чего размещены сметы "Насосная станция", "Резервуар 1000 м3".
26.08.2014 в извещение и документацию об электронном аукционе были внесены изменения о дате и времени окончания подачи заявок, сроке рассмотрения первых частей заявок.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 1 к муниципальному контракту "Техническое задание" заказчик указал виды выполняемых работ:
1. Выполнить подготовки территории строительства путем строительства временных дорог, устройству шпунтового ограждения, водоотлива согласно Локальной сметы ЛС N 01-01-01.
2. Строительство железобетонного резервуара объемом 1000 м.куб. согласно сметы ОС N 02-01.
3. Строительство насосной станции согласно сметы ОС N02-02.
4. Строительство наружных сетей водоснабжения согласно локальной сметы ЛС N02-03-01.
5. Строительство наружных сетей канализации согласно локальной сметы ЛС N02-04-01.
6. Устройство оголовка водозабора в пойме реки Омь согласно локальной сметы ЛС N02-05-01.
7. Выполнение работы по укреплению берега реки Омь согласно локальной сметы ЛС N 02-06-01.
8. Выполнение работ по благоустройству территории водозабора согласно локальной сметы ЛС N07-01-01.
Указанные сметы размещены на официальном сайте.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя заказчика, проект на реконструкцию объекта находится у заказчика на бумажном носителе, но из-за его большого объема не было возможности разместить на официальном сайте.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Частью 1 статьи 743 ГК РФ установлена обязанность выполнения строительных работ в соответствии с проектно-сметной документацией (подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ).
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Указанное требование подтверждается и тем, что пунктом 4.1.1 проекта муниципального контракта, размещенным на официальном сайте, предусмотрена обязанность выполнить работы, в том числе в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, т.е. проектно-сметная документация является документом, раскрывающим существенные условия муниципального контракта, а значит, является обязательным его приложением и подлежит включению в документацию об аукционе и размещению на официальном сайте, так как содержит указание на объем работ, которые необходимо выполнить, на их качественные и технические характеристики.
Кроме того, в соответствии с частью 3 стать 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Исходя из этого, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, в заявке на участие в электронном аукционе участник закупки должен дать согласие на выполнение конкретного, установленного заказчиком в надлежащем порядке объема работ, а также в ходе аукциона предложить цену, за которую участник сможет выполнить, установленный документацией об аукционе объем работ. При этом цена и объем работ по строительству должны быть рассчитаны из утвержденной проектно-сметной документации.
Таким образом, не имея утвержденной проектно-сметной документации, участник закупки не сможет правильно рассчитать цену и объем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту к результатам работ, а также иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия признала неразмещение заказчиком проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия установила следующие нарушения при осуществлении закупки:
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В подпункте 2.2.1 Раздел 2 "Требования к участникам закупки" документации об электронном аукционе, а также в подпункте 3 пункта 4.1 Раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки _" заказчик установил требование о наличии у участников закупки "документов или копий документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
- в соответствии с ч.1.1. ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее работы, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам согласно технического задания".
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе извещение не содержит исчерпывающий перечень видов работ, на выполнении которых требуется свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, а также на организацию по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение указанной нормы в пункте 5.2 проекта муниципального контракта установлено, что "муниципальный заказчик вправе оплачивать авансовый платеж в размере до 30% от суммы муниципального контракта".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "РегионСтройСервисавтоматика" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрация Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области при проведении электронного аукциона "Реконструкция водозабора насосно-фильтровальной станции 1-го подъема Калачинского водозабора в с.Воскресенка Омской области" (извещение N 0152300012914000025).
2. Признать в действиях Администрация Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрация Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии |
Т.П.Шмакова А.В.Вормсбехер М.С.Веретельник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 сентября 2014 г. N 03-10.1/457-2914
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2014