Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 августа 2014 г. N 03-10.1/450-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "АвтоКом" (далее - заявитель, Общество) на действия Войсковой части 7543 (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Поставка модульного пропускного пункта (блок-контейнер)" (извещение N 0352100000414000035) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя -;
заказчика -,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9027 от 22.08.2014) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что при проведении электронного аукциона заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в документации об электронном аукционе характеристики товара, не позволяющие составить первую часть заявки на участие в аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7697 от 26.08.2014) заказчиком представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 15.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 367533,33 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.08.2014 на участие в электронном аукционе поступило две заявки, один участник закупки допущен к участию в электронном аукционе.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 26.08.2014 следует, что заявка ООО "МегаВатт" соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:
3.1. В силу части 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 настоящей статьи разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представители заказчика представили Комиссии скриншот с сайта оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" "Реестр запросов о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме", из которого следует, что 19.08.2014 заказчику поступила информация следующего содержания: "Ссылка на документы выдает ошибку".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте заказчик 20.08.2014 разместил уведомление следующего содержания: "19.08.2014 года официальный сайт государственных закупок не в полной мере работал в отношении просмотра прикрепленной документации. На сегодняшний день (20.08.2014 г.) работоспособность сайта восстановлена. В разъяснении прикреплена повторно документация электронного аукциона".
Также, из указанной информации следует, что 20.08.2014 поступил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе 22.08.2014 заказчик разместил уведомление о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В силу изложенного, учитывая, что заявитель не подтвердил документально факт направления запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе 19.08.2014, Комиссия признала необоснованным довод заявителя о том, что "заказчик грубо нарушил часть 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в части не размещения на официальном сайте указания предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос".
3.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таим образом, описание объекта закупки, указанное в извещении о проведении электронного аукциона должно соответствовать описанию объекта закупки, содержащемуся в документации об электронном аукционе.
Комиссия отмечает, что в извещении о проведении электронного аукциона N0352100000414000035 (далее - Извещение), пункте 2 Раздела I "Информационная карта электронного аукциона" (далее - ИКЭА), пункте 1 Раздела II "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание) указано наименование объекта закупки: "Поставка модульного пропускного пункта (блок-контейнер)".
Вмести с тем, пунктом 4 ИКЭА предусмотрено, что начало выполнения работ: дата, следующая за днем подписания сторонами контракта, при этом товар должен быть поставлен не позднее 25 календарных дней с даты заключения контракта.
В пункте 4 Технического задания заказчик указал: "Состав, краткая характеристика и объем работ" из которого следует, что необходимо выполнить работы по изготовлению и монтажу каркаса, внешнюю и внутреннюю отделку, изготовить крышу, установить окна, двери и также иные работы.
Кроме того, пунктом 7 ИКЭА определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом согласно подпункту 1 пункта 19 ИКЭА первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией.
Как следует из пункта 1.1 Раздела I "Предмет контракта" проекта государственного контракта: "В соответствии с условиями настоящего контракта Поставщик осуществляет поставку модульного пропускного пункта (блок-контейнер) для нужд войсковой части 7543 Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - Товар) согласно Технического задания, а Заказчик обязуется оплатить Товар в порядке и на условиях настоящего Контракта".
Также в Техническом задании и пункте 5.2 проекта контракта заказчик предусмотрел, что "Цена контракта включает в себя помимо стоимости Товара, являющегося предметом Контракта, также стоимость упаковки, расходы, связанные с погрузо-разгрузочными работами, доставкой до Заказчика, монтаж и пуско-наладочные работы, хранением Товара, уплатой таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей и иные расходы, связанные с исполнением Поставщиком своих обязательств по Контракту".
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что предметом закупки является выполнение работ по монтажу модульного пропускного пункта (блок-контейнер) с использованием материалов.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия признала обоснованным довод заявителя о том, что при описании объекта закупки в Извещении и документации об электронном аукционе заказчиком нарушены требования вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе.
3.3. Частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявок, при этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части настоящей статьи согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Комиссия признала обоснованным довод о том, что в нарушение указанной нормы заказчик неправомерно установил в пункте 19 ИКЭА требование о том, что "при указании в заявке на участие в электронном аукционе конкретных показателей товара, в том числе товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, участник электронного аукциона должен использовать при выполнении работ сведения, представленные в нормах, правилах, технической документации и других документах, регламентирующих, устанавливающих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требования к таким показателям".
Кроме того, Комиссия установила следующие нарушения при осуществлении закупки:
В силу частей 4-8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проект государственного контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается государственным контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление от 25.11.2014 N 1063).
Постановлением от 25.11.2014 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила N 1063).
Согласно подпункта "а" пункта 4 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В нарушение вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе и Правил N 1063 подпункты 7.2 и 7.3 пункта 7 "Ответственность сторон" проекта контракта не содержит обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде фиксированной суммы штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение указанной нормы заказчик не установил даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "АвтоКом" на действие Войсковой части 7543 при проведении электронного аукциона "Поставка модульного пропускного пункта (блок-контейнер)" (извещение N 0352100000414000035), при этом признав обоснованными доводы жалобы:
- при описании объекта закупки в Извещении и документации об электронном аукционе заказчиком нарушены требования вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе;
- заказчик неправомерно установил в пункте 19 ИКЭА требование к содержанию заявки на участие в электронном аукционе.
2. Признать в действиях Войсковой части 7543 нарушение требований частей 4-8 статьи 34, пунктов 1, 2 и 11 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, подпункта "б" пункта 3, части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Войсковой части 7543 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии Члены Комиссии |
Ш.М.Кусанова А.В.Вормсбехер Н.М.Капарушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 августа 2014 г. N 03-10.1/450-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2014