Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 августа 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Строительно-коммерческая фирма "АТМ" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N2 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере строительства и дорожной деятельности путем проведения конкурсов и аукционов (далее - Аукционная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уинское-Деменово" км22+000-км26+000 в Уинском районе Пермского края (извещение N 0156200009914000268),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) было размещено извещение N 0156200009914000268 о проведении электронного аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уинское-Деменово" км22+000-км26+000 в Уинском районе Пермского края.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.07.2014 г. участнику закупки ООО "СКФ "АТМ" отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме по следующим основаниям:
-в п.11 заявки участника указано - срок хранения грунтовки - 6 месяцев (не указана дата, с которой будет исчисляться срок хранения),
-в п.12 заявки участника закупки представлены недостоверные (противоречивые) сведения о виде щебня, используемого при производстве бетона: указано щебень из осадочных пород и щебень из природного камня, требования к которым установлены разными ГОСТами,
-в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме не представлены сведения о показателе битума (минимальная температура самовоспламенения), а в документации об электронном аукционе и ГОСТ 22245-90 указана минимальная температура самовоспламенения (в заявке участника указано 3680С без использования информации, указывающей на то, что данный показатель характеризует минимальную температуру самовоспламенения) (п.2 заявки участника).
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Заказчиком в п. 1 Раздела 8 документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
В Главе V "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком установлены требования к качественным характеристикам материалов.
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Главе V.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Аукционная комиссия признала заявку не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по п.11 (грунтовка), поскольку согласно требованиям аукционной документации срок хранения грунтовки должен составлять "не менее 6 мес", а Заявителем в заявке указан конкретный показатель - "6 мес".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указание показателя срока хранения грунтовки не вступает в противоречие ни с требованиями ГОСТа 25129-82 (в соответствии с которым срок хранения грунтовки - не менее 6 месяцев со дня изготовления), ни с требованиями Заказчика, Уполномоченного органа. Следовательно, в данной части заявка ООО "СКФ "АТМ" соответствует требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Как указано выше, Заявителю отказано в допуске к участию в закупке, в том числе, ввиду того, что в заявке содержатся недостоверные (противоречивые) сведения о виде щебня, который будет использоваться при производстве бетона (п.12 заявки).
Так, п. 12 Технического задания содержатся показатели бетона, соответствующего ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, в том числе, требование относительно вида щебня: используемый щебень должен быть из осадочных или изверженных пород, содержание зерен слабых пород в щебне из природного камня не должно превышать, 10 % по массе.
В п. 12 заявки ООО "СКФ "АТМ" был предложен к использованию щебень из осадочных пород, указано, в том числе, содержание зерен слабых пород в щебне из природного камня, 2 % по массе.
Противоречивость сведений, по мнению Аукционной комиссии, выразилась в том, что требования к щебеню из осадочных пород и щебеню из природного камня установлены разными ГОСТами.
Представителем ООО "СКФ "АТМ" к материалам жалобы была приобщена справка (Исх. N 11/07 от 31.07.2014 г.) кандидата геолого-минералогических наук, доцента кафедры инженерной геологии и охраны недр ПГНИУ, согласно выводу которой, "щебень - натуральный строительный материал, получаемый механическим раздроблением и последующим рассевом горных пород (природного камня). Все виды щебня являются продуктом из природного камня и имеют отличие лишь в способе изготовления".
Таким образом, Комиссия не усматривает в указании показателей бетона наличия каких-либо недостоверных (противоречивых) сведений о виде щебня.
Иного представителем Аукционной комиссии не доказано.
Заявка участника закупки ООО "СКФ "АТМ" была признана несоответствующей требованиям, обозначенным в аукционной документации, также по причине того, что в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме не представлены сведения о показателе битума (минимальная температура самовоспламенения), а в документации об электронном аукционе и ГОСТ 22245-90 указана минимальная температура самовоспламенения (в заявке участника указано 3680С без использования информации, указывающей на то, что данный показатель характеризует минимальную температуру самовоспламенения).
Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о закупке установлено требование о соответствии битума ГОСТу 22245-90.
Так, в документации о закупке установлено, что битум должен быть с температурой самовоспламенения "не менее 368°С", участником закупки был предложен битум с температурой самовоспламенения "368°С". Непредставление информации согласно решению Аукционной комиссии выразилось в том, что участником не указано, что данное значение характеризует минимальную температуру самовоспламенения.
Комиссия признает данный вывод Аукционной комиссии несостоятельным, поскольку указание подателем жалобы как наименования самого показателя - температура самовоспламенения, так и его значения - 368 °С, соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации.
Таким образом, участником закупки ООО "СКФ "АТМ" были соблюдены требования, установленные в аукционной документации.
В материалы жалобы представителем Аукционной комиссии представлено письмо за подписью зам.зав.кафедрой АДМ ФГБОУ ВПО "ПНИПУ" Щепетевой Л.С., в котором специалист указывает на то, что заполняя заявку, участник закупки должен руководствоваться исключительно поименованными в документации ГОСТами.
Вместе с тем, Комиссией данное письмо во внимание принято быть не может, поскольку оно не содержит в себе выводов относительно спорных качественных характеристик используемых товаров, требующих специальных познаний, а содержит указание на то, каким образом необходимо заполнять заявку.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
При указанных выше обстоятельствах, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение требований ч.5 ст.67 Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано выше, Заказчиком в Техническом задании установлено, в том числе, следующее требование: температура самовоспламенения не менее 368 °С, при этом установлено, что битум должен соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в названном стандарте отсутствует такой показатель битума как "температура самовоспламенения", данный показатель в ГОСТ звучит как "минимальная температура самовоспламенения" и при такой формулировке выражается конкретным значением.
Таким образом, установление в документации о закупке требований к битуму, в частности, о его соответствии ГОСТ, и одновременное установление к битуму требований, названных в ГОСТе по иному, вводит участников закупки в заблуждение.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п. 1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-коммерческая фирма "АТМ" на действия Единой комиссии N2 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере строительства и дорожной деятельности путем проведения конкурсов и аукционов при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Уинское-Деменово" км22+000-км26+000 в Уинском районе Пермского края (извещение N 0156200009914000268) обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии N2 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере строительства и дорожной деятельности путем проведения конкурсов и аукционов выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.5 ст. 67 Закона о закупках.
3. Признать в действиях КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленных нарушений выдать КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Единой комиссии N2 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере строительства и дорожной деятельности путем проведения конкурсов и аукционов, Оператору электронной площадки предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Единой комиссии N2 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере строительства и дорожной деятельности путем проведения конкурсов и аукционов, должностных лиц КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 августа 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2014