Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 августа 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Буматика"" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган), Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р.Ива в г.Перми Пермского края (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива) (извещение N 0156200009914000292),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009914000292 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на на выполнение работ по расчистке русла р.Ива в г.Перми Пермского края (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В документации о закупке Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к составу второй заявки. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом, не включившим в документацию об электронном аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, нарушены требования Закона о закупках.
Требования к предмету закупки установлены в, том числе, в Техническом задании, являющимся Приложением к документации о закупке. Так, целью закупки является проведение работ по расчистке русла р.Ива в г.Перми Пермского края (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива), с целью улучшения экологического состояния водного объекта.
В п.5 Технического задания указано содержание работы (объемы работ указаны в приложении к техническому заданию): Подготовка участка работ по расчистке: сводка древесно-кустарниковой растительности, создающей подпор стоку р.Ива (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива) как в летнюю межень так и при пропуске весеннего паводка, сбор древесных остатков.
5.2. Расчистка русла реки - разработка донных отложений в ручную в русле р.Ива (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива) в местах требующих расчистки для обеспечения беспрепятственного стока (перекаты, отмели) на участке протяженностью 8,4 км.
В п.6 Технического задания установлены требования к выполнению работы:
6.1. Соответствие работы требованиям проектной документации "Расчистка русла р.Ива в г.Перми Пермского края" ("шифр 3486") - размещена отдельными файлами на официальном сайте, законам Российской Федерации, Пермского края, нормативным актам, государственным стандартам, строительным нормам и правилами.
6.2. Проводить работы по расчистке в соответствии с графиком выполнения работ.
Сводная ведомость объемов работ предусматривает виды работ, в частности,
1 |
Сводка кустарника и мелколесья мотокосом на минеральных грунтах, густота кустарника - густая |
га |
9,66 |
2 |
Перемещение вручную сведенной древесно-кустарниковой растительности до мест поднятия на расстояние до 200 м |
м3/т |
144,9/66,7 |
3 |
Поднятие лебедкой на металлических листах порубочных остатков |
м3/т |
144,9/66,7 |
4 |
Погрузка древесно-кустарниковой растительности вручную в автосамосвалы с последующей вывозкой на полигон ТБО на расстояние до 50 км |
м3/т |
144,9/66,7 |
Расчистка русла р.Ива (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива) | |||
5 |
Сбор древесных остатков, переноска на расстояние до 100 м к месту погрузки на металлические листы с подъемом ручной лебедкой при влажности древесины 90-110% |
м3/т |
529/476,1 |
6 |
То же до 200 м |
м3/т |
214/191,7 |
7 |
То же до 300 м |
м3/т |
53/47,7 |
8 |
Погрузка древесных остатков в ручную на автосамосвалы с вывозкой на полигон ТБО на расстояние до 50 км. |
м3/т |
796/716,4 |
9 |
Разработка мокрого грунта (донных отложений) из под воды до 0,5 м в ручную в отвал |
м3/т |
793 |
10 |
Разработка грунта 1 группы естественной влажности с переноской на расстояние до 50 м к месту погрузки на металлические дискеты |
м3/т |
793 |
11 |
Подъем к месту погрузки на металлических листах ручной лебедкой ранее разработанного грунта |
м3/т |
793/1284,66 |
12 |
Погрузка грунта естественной влажности 1 группы в автомобили самосвалы экскаватором емкостью ковша 0,25 м3 с вывозкой на полигон ТБО на расстояние до 50 км. |
м3/т |
793/1284,66 |
Согласно п.4.1 проекта контракта порядок выполнения работ по контракту определяется проектной документацией "Расчистка русла р.Ива в г.Перми Пермского края", техническим заданием (приложение 1), графиком выполнения работ (приложение 2), сводным сметным расчетом (приложение 3) и локальными сметными расчетами (приложение 4). Приложения 2, 3, 4 разрабатываются и представляются Подрядчиком на стадии подписания контракта.
В соответствии с п.4.7 проекта контракта в период выполнения работы Подрядчик осуществляет уборку и содержание рабочей площадки, вывозку мусора с площадки.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N255.
В силу положений Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
С учетом анализа приведенных выше норм права, в т.ч. об отходах производства и потребления, применительно к обстоятельствам данного дела, Комиссия приходит к выводу о том, что размещение отходов является самостоятельным видом деятельности при обращении с отходами по отношению к деятельности по сбору, погрузке и перевозке отходов на полигон ТБО.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Как указано ранее, предметом спорного аукциона является выполнение работ по расчистке русла р.Ива в г.Перми Пермского края (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива), в соответствии с Техническим заданием в состав работ входит, в том числе, сбор, погрузка древесно-кустарниковой растительности, древесных остатков с вывозкой на полигон ТБО.
В соответствии с п.8.2 Технического задания аукционной документации до начала приемки законченных работ Подрядчик передает Заказчику исполнительную документацию: общий журнал работ; документы, подтверждающие вывоз мусора на полигон ТБО (копии талонов полигона ТБО о приемке мусора или копию договора с организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности).
Комиссия отмечает, что целью проведения электронного аукциона является именно выполнение работ по расчистке русла реки Ива.
Причем по условиям аукционной документации непосредственно работы по размещению отходов в перечень осуществляемых подрядчиком работ по контракту не включены, обязанностью подрядчика является, в том числе, вывоз отходов для размещения на специализированном полигоне. При этом, в подтверждение вывоза мусора на полигон ТБО подрядчик должен представить подтверждающие документы, например, талоны.
Таким образом, документацией об электронном аукционе предусмотрены работы, которые могут выполнять организации, не имеющие лицензий на размещение отходов. Требование о выполнении работ по размещению отходов непосредственно подрядчиком документация не содержит.
Комиссия отмечает, что в проекте, являющемся неотъемлемой частью документации о закупке, предусмотрена вывозка иловых отложений, древесных остатков и древесно-кустарниковой растительности на полигон ТБО.
Кроме того, указано, что поднятый мусор в виде металлического лома, бытовых отходов, автомобильных шин, строительного мусора и т.д. остается на вершинах балки в местах подъездов, определенных проектом, до погрузки на самосвалы и вывозки на полигон ТБО. Кучи должны быть накрыты брезентом или строительной сеткой на момент прекращения работ по расчистке русла.
Действительно, поименованные выше отходы в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", относятся к 4 классу опасности, однако, как указано выше, в предмет закупки не входит ни сбор, ни вывоз, ни обезвреживание, ни размещение отходов 1-4 класса опасности, поименованные же в аукционной документации иные отходы, относятся к 5 классу опасности.
Комиссия отмечает, что ни сводный сметный расчет, ни обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержат такого вида работ, как размещение отходов 1-4 класса опасности, для выполнения которого, как указано выше, необходима лицензия.
Более того, представитель Заказчика подтвердила, что в начальную (максимальную) цену расходы на размещение отходов как 1-4, так и 5 класса опасности не заложены.
Как пояснила в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика, вывоз и сбор отходов 1-4 класса опасности будет осуществлен администрацией г.Перми за счет средств муниципального бюджета, в рамках заключения иного контракта, тогда как расчистка русла реки осуществляется Заказчиком за счет средств субвенций из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия "Расчистка русла р.Ива в г.Перми Пермского края". В материалы жалобы в подтверждение данной позиции представлено письмо Управления по экологии и природопользованию администрации г.Перми (вх. N 13863-14/ф от 27.08.2014 г.).
С учетом изложенного выше, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Буматика"" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р.Ива в г.Перми Пермского края (в том числе притоков Толожанка, Уинка, Большая и Малая Ива) (извещение N 0156200009914000292) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 августа 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2014