Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СтройПродукт" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), ГКУ ПК "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция национального Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького, г. Кудымкар Коми-Пермяцкого округа" (извещение N 0156200009914000243),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009914000243 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция национального Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького, г. Кудымкар Коми-Пермяцкого округа".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Глава V "Техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция национального Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького, г. Кудымкар Коми-Пермяцкого округа III очередь строительства" состоит из двух частей, предусматривающих техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ, а также на виды работ и требования к организации - подрядчику.
Довод Заявителя сводится к следующему: в документации об электронном аукционе включены работы по наружному освещению, однако данный вид работ отсутствует в проектной документации. Кроме того, Заявитель полагает, что работы по наружному освещению фактически выполнены ООО "СтройПродукт" и сданы Заказчику, что подтверждается актам и формы КС-2, КС-3, представленными в приложении жалобы.
Комиссия, исследовав аукционную документацию, признает указанные доводы несостоятельными в силу неверного толкования Заявителем норм Закона о закупках в части описания в документации об электронном аукционе объекта закупки.
Комиссия также отмечает, что вопросы формирования требований к объекту закупки отнесены Законом о закупках к исключительной компетенции Заказчика, Уполномоченного органа, и не относятся к предмету контроля, осуществляемого в рамках процедуры закупки товаров, работ, услуг, в том числе антимонопольным органом.
В то же время, факт того, что на объекте, работы на котором подлежат выполнению в рамках осуществляемой закупки, ранее выполнялись работы по наружному освещению не означает, что выполнение именно этого же объема уже выполненных работ предусмотрено настоящей аукционной документацией. Данное обстоятельство не было опровергнуто Заявителем, а также не было представлено доказательств каким образом названные обстоятельства нарушают права Заявителя на подачу заявки на участие в электронном аукционе, либо для исполнения контракта, в случае признания участника закупки победителем электронного аукциона.
На основании требований Закона о закупках, Заказчиком в пп. 4 Раздела 17 документации об электронном аукционе установлены требования к банковской гарантии, в том числе в отношении срока ее действия: срок начала действия банковской гарантии: с момента подписания контракта по предмету аукциона, срок окончания - 30 октября 2019 г.
В ч. 1 ст.45 Закона о закупках закреплено, что Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Требования к содержанию банковской гарантии обозначены в ч.2 ст.45 Закона о закупках. Так, согласно п. 5 ч.2 ст.45 Закона о закупках банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о закупках, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч.5 ст.96 Закона о закупках обозначено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Аналогичные положения содержатся в аукционной документации.
В соответствии со статьей 368 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства) (пункт 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявитель полагает, что банковская гарантия не может и не должна включать в себя обеспечение гарантийных обязательств, следовательно, требование Заказчика незаконно.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что участникам закупки необходимо представить банковскую гарантию, которая обеспечивает исполнение обязательств на весь срок действия контракта, в который, по мнению ГКУ ПК "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз", входит и гарантийный срок на разработанный проект, а именно, сроком до 30 октября 2019 г.
В п.2.1 проекта контракта установлены следующие сроки выполнения работ подрядчиком: в срок до 30 сентября 2014 г.
В соответствии с п.3.1.1 проекта контракта Заказчик обязуется обеспечить своевременную приемку и оплату работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
При этом, согласно п.7.1 проекта контракта работы, выполняемые подрядчиком, должны соответствовать требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной, рабочей документации.
Согласно п. 7.2 проекта контракта срок предоставления гарантий качества работ - 60 (шестьдесят) месяцев с даты передачи завершенного реконструкцией объекта заказчику в соответствии с п.6.17 контракта, в объеме 100%. Указанный гарантийный срок распространяется на все работы, выполненные по контракту. Гарантийный срок для оборудования (не включая работы, связанные с его монтажом, установкой и т.п.) устанавливается в соответствии с гарантийными сроками изготовителя оборудования, но не менее 24 (двадцати четырех) месяцев с даты ввода оборудования в эксплуатацию.
В соответствии с п. 9.3 проекта контракта Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядными организациями.
В п.11.9 проекта контракта обозначено, что контракт вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами всех принятых на себя обязательств. Конечным сроком действия контракта является момент окончания исполнения сторонами всех своих обязательств по контракту, включая гарантийные обязательства подрядчика.
Комиссия отмечает, что довод представителя Заказчика о том, что банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения исполнения контракта, должна действовать и в течение срока гарантийных обязательств, который, как указано выше, составляет - до 30 октября 2019 г., является несостоятельным.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.1 ст.425 ГК РФ Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Поскольку предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ, к данным правоотношениям применимы нормы, регулирующие договор подряда.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с ч.2 ст.702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные им работы после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В силу ч. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Таким образом, из положений Главы 37 ГК РФ следует, что обязательства сторон по договору подряда признаются исполненными после сдачи работ подрядчиком и их оплаты заказчиком, что с учетом требований Закона о закупках означает, что срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок оплаты Заказчиком выполненных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721).
Согласно п. 3 ст. 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Пунктом 2 ст. 755, 756 ГК РФ установлена ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока; предельный срок обнаружения недостатков составляет пять лет.
Комиссия отмечает, что данными нормами предусматривается самостоятельный срок, в течение которого гарантируется качество работ, выполненных подрядчиком, и этот срок не входит в период действия самого договора подряда.
Таким образом, включение в срок действия контракта срока гарантийных обязательств, и как следствие, установление требования о предоставлении банковской гарантии с учетом срока гарантийных обязательств - до 30 октября 2019 г. не соответствует приведенным выше нормам ГК РФ и Закона о закупках, в связи с чем, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройПродукт" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция национального Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького, г. Кудымкар Коми-Пермяцкого округа" (извещение N 0156200009914000243) обоснованной в части доводов о незаконном включении срока гарантийных обязательств в срок контракта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание Заказчику, Уполномоченному органу не выдавать.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2014