Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Водник", Межрегиональной общественной организации защиты прав и поддержки социальных инициатив "За движение вперед" на действия Заказчика - Администрации Куйбышевского сельского поселения при проведении конкурса с ограниченным участием N 0158300014914000022 "Реконструкция "Гидравлическое сооружение (Водовод от НС-2 подъема)" Куйбышевского рай-она Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Болташов В.А.), Правительства Ростовской области - Привлеченного лица (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика.
По мнению ООО "Водник", Заказчиком неверно избран способ закупки.
По мнению Межрегиональной общественной организации защиты прав и поддержки социальных инициатив "За движение вперед", ряд положений конкурсной документации не соответствует нормам права.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал о том, что при разработке и утверждении конкурсной документации руководствовался имеющимися нормами Закона.
Представитель Привлеченного лица пояснений не представил.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
27.05.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса N 0158300014914000022.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно изменениям к извещению для закупки N 0158300014914000022 от 13.06.2014 г.: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 102071560.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 03.07.2014 09:00.
1) На основании ч. 2 ст. 56 Закона проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 Перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, к таковым относится, в том числе, выполнение работ по строительству искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн руб.
Заказчик в целях заключения контракта на выполнение для муниципальных нужд работ по реконструкции гидравлического сооружения, вправе провести конкурс с ограниченным участием, в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.
В рассматриваемом случае Заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием.
2) Согласно пункта 11.2 информационной карты документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, или копии таких документов: документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт.
Пункт 11. 1 информационной карты содержит единые требования Заказчика к участникам закупки.
Требование к правомочности участника закупки заключать контракт Заказчика не установлено.
Согласно извещению Заказчик выставил требования к участникам закупки: "в соответствии с пунктом 11.1 информационной карты конкурсной документации".
Также в извещении указано "единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 ст. 31 Закона).
В документации и извещении четко не установлены требования к участникам закупки в части требования правомочности участника закупки заключать контракт.
Неопределенность Заказчика в данной части не позволяет участникам закупки сформировать понимание о документах, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 49 Закона предусмотрено, что в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Закона.
Конкурсная документация должна, в том числе, содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса (ст. 50 Закона).
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона.
3) Согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Согласно п. 18. 2 информационной карты заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы (или заверенные участником закупки копии таких документов), которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам в соответствии с пунктом 11.2 Документации.
Пунктом 11.2 установлен перечень "документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, или копии таких документов".
Требования о соответствии участника закупки следующему требованию - обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в конкурсной документации не установлено.
Согласно п. 18.1 информационной карты заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
Для участия в настоящей закупке участники вправе не соответствовать требованию - обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
При участии в конкурсе очевидно, что не требуется обладание правами каких либо видов интеллектуальной деятельности.
Довод Заявителя в части неправомерного установления Заказчиком требования о декларировании соответствия пункту 8 ч. 1 ст. 31 Закона необоснован.
4) Согласно п. 18.1 информационной карты заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, "любые иные документы по усмотрению участника конкурса".
Установление данного требования не возлагает на участников закупки каких-либо дополнительных требований.
Довод Заявителя о наличии данного пункта в конкурсной документации необоснован.
5) Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В соответствии с Законом Правительство Российской Федерации утвердило Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 30 Правил в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Названной нормой Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Конкурсной документацией установлено представление участниками закупки, в том числе, документов (или заверенных участником закупки копий таких документов), которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Согласно п. 22.2 информационной карты документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость:
стоимостные критерии оценки: цена контракта (рублей), значимость: 60%;
нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость: 40%.
Такой критерий как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема не установлен.
Учитывая положения приведенного нормативного акта, в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Довод Заявителя о неустановлении Заказчиком критерия "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема не установлен" правомерно не установлен в силу п. 20 Правил.
6) В отношении нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливаются критерии: "Качество выполнения работ" в конкурсной документации содержится следующая информация:
В рамках показателя "качество выполнения работ" оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ - шкала предельных величин значимости показателя "Качество выполнения работ" представлена в Таблице N1 настоящего пункта конкурсной документации.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям по показателю "Качество выполнения работ", предложенной участником открытого конкурса с ограниченным участием.
Оценка заявок по показателю "качество выполнения работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов). Участнику конкурса, представившему наиболее детализированное описание технологии, методов выполнения работ, предложения по контролю качества за выполненными работами, предложения по организации взаимодействия с заказчиком, присваивается высший балл - 100. Далее присуждение баллов производится пропорционально относительно лучших показателей.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество выполнения работ", определяется как среднеарифметическое оценок в баллах всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке показателю "Качество выполнения работ".
Таблица N1:
Показатели |
Предельные величины значимости |
"Качество выполнения работ" (величина значимости показателя: 40%), (Коэффициент значимости - 0,4) | |
Календарный план производства работ по объекту |
от 0 до 100 баллов |
График движения рабочих кадров по объекту | |
График движения основных строительных машин по объекту | |
Технологические карты на выполнение видов работ | |
Детализированное описание технологии выполнения работ | |
Детализированное описание методов выполнения работ | |
Детализированное описание предложения по контролю качества за выполненными работами |
Итоговый рейтинг участника закупки: Ri = К1*ЦБi + К2*КБi, где
К1 - коэффициент значимости критерия "цена контракта";
К2 - коэффициент значимости критерия "Качество выполнения работ";
По мнению Заявителя, первые три показателя не относятся к показателям, определяющим качество.
Довод Заявителя субъективен.
Требований к тому какие именно показатели характеризуют данный критерий Закон, подзаконный акт не содержит.
Порядок оценки по данному критерию установлен, ввиду чего довод Заявителя в данной части не соответствует действительности.
7) Положения ч. ч. 6 - 8 ст. 34 Закона регламентируют ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со ст. 34 Закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).
Раздел 11 проекта контракта содержит условия Заказчика об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 11. 6 проекта контракта установлено, что "пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
Условия об ответственности Подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, - начисление пеней не соответствуют требованиям законодательства в данной части.
Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 34 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Водник" необоснованной.
2. Признать жалобу Межрегиональной общественной организации защиты прав и поддержки социальных инициатив "За движение вперед" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 34, ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание:
привести проект контракта в соответствие с требованиями ч. 7 ст. 34 Закона путем установления в проекте контракта условий об ответственности Поставщика;
проект контракта с внесенными в него изменениями направить победителю торгов (единственному участнику) для его заключения.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2014