Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ОАО "Архитектура и градостроительство" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации Цимлянского городского поселения при проведении электронного аукциона N 0158300028814000054 "разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту сетей наружного освещения по ул. Социалистическая в г.Цимлянске" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Исаев В.В., Иванова О.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
Заявитель полагает, что положения документации об аукционе нарушают требования действующего законодательства.
Заказчик представили письменные пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
04.07.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации опубликовано извещение о проведении аукциона N 0158300028814000054.
Согласно извещению: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 241 214.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 14.07.2014 10:00.
1) Объект настоящей закупки не является объектом капитального строительства либо линейным объектом.
Проведение государственной экспертизы проектной документации по итогам исполнения контракта в силу законодательства не требуется.
Данное обстоятельство исключает возможность применения к работам по предмету контракта положения ст. ст. 47, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих деятельность по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства и архитектурно-строительному проектированию соответственно.
Согласно п. 2.2 проекта контракта "оплата выполненных работ производится Заказчиком за счёт средств местного бюджета путём безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт Подрядчика в течение 20 рабочих дней со дня предъявления Подрядчиком надлежаще оформленных счёта/счёта-фактуры и подписанного Сторонами акта приёмки выполненных работ при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости".
Согласно п. 3.1 технического задания получение заключения экспертизы не требуется.
Заказчик в письменных пояснениях указал о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экспертизы является технической ошибкой.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
2) Согласно п. 1. 8 технического задания "сбор исходных данных выполняется проектной организацией".
Согласно п. 4.1.2 проекта контракта подрядчик обязан "осуществить сбор всех необходимых для выполнения проектно-сметных работ исходных данных и согласовать их с Заказчиком".
В силу пункта 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, приведенная в ст. 42 Закона.
Как следует из ст. 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона.
На основании положений ст. 33 Закона описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком нарушены ч. 3 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона.
3) Согласно п. 2. 4 технического задания "исполнитель должен выполнить работы самостоятельно, без привлечения субподрядчиков".
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Условие о запрете привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда, а не требование к участникам размещения заказа, и включение такого условия в документацию об аукционе не противоречит упомянутому положению Закона.
Указывая на необходимость личного выполнения подрядных работ, Заказчик не устанавливал требования к участникам закупки о наличии у них на стадии проведения торгов производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Включение в документацию об аукционе названного условия фактически устанавливает требования к подрядчику о наличии у него собственных ресурсов на стадии исполнения контракта, а не на стадии проведения торгов, что не запрещается ч. 3 ст. 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работы.
Из статьи 447 Кодекса следует, что договор может быть заключен двумя способами - путем проведения торгов и без проведения торгов.
При этом Гражданский кодекс не содержит положений, исключающих применение названной нормы Кодекса о личном выполнении подрядчиком работы к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов.
Задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В торгах могут участвовать лишь те лица, которые имеют признаки, отвечающие названным целям.
Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не обладающих такими признаками, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод Заявителя о неправомерном установлении условий исполнения контракта необоснован.
4) Согласно пункта 1. 6 технического задания участникам закупки надлежит разработать рабочую документацию.
Согласно пункта 1.1 проекта контракта "в соответствии с постановлением Администрации Цимлянского городского поселения от 11.11.2013 N 438 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Цимлянского городского поселения" Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту_".
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона, согласно которой документация об электронном аукционе должна описание объекта закупки.
5) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 241 214 (Двести сорок одна тысяча двести четырнадцать) руб. 00 коп.
Согласно раздела 3 документации об аукционе расчет стоимости работ произведён на основании проектно-сметного метода.
Смета на разработку проектной документации не содержит расходы на выполнение инженерных изыскания.
В рамках настоящего предмета контракта работы по выполнению инженерных изысканий не требуются.
Довод Заявителя в части отсутствия обоснования цены необоснован.
6) Частью 1 статьи 31 предусмотрено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требование к участникам закупки.
Статья 31 Закона в редакции от 04.06.2014 г. не предусматривает требование к правомочности участника закупки заключать контракт.
Согласно п. 16 информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки: правомочность участника закупки заключать контракт.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона.
7) Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно п. 17 информационной карты документации Заказчиком установлено следующее требование: требование об отсутствии в реестрах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных ст. 19 Закона 94-ФЗ и ст. Закона, информации об участнике аукциона в электронной форме - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника аукциона в электронной форме.
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона.
8) Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона требование от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона документов и информации, не допускается.
Частями 3 и 5 ст. 66 Закона в редакции от 04.06.2014 г. представление в составе заявки сведений о правомочности участника закупки заключать контракт не предусмотрено.
Пунктом 21 информационной карты документации установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащие включению в состав второй части заявки: документы, подтверждающие правомочность участника аукциона в электронной форме заключать контракт.
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 66 Закона.
9) Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона. Согласно ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 21 информационной карты документации установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащие включению в состав второй части заявки: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица).
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
10) Согласно ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе:
срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Указанной информации документация об аукционе не содержит.
Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
11) Положения ч. ч. 6 - 8 ст. 34 Закона регламентируют ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со ст. 34 Закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).
Раздел 7 проекта контракта, включенного в состав документации об аукционе, размещенной на официальном сайте Российской Федерации, содержит условия Заказчика об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 7. 4 проекта контракта "в случае просрочки исполнения Подрядчиком сроков выполнения работ Подрядчик выплачивает Муниципальному Заказчику пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Муниципального контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Муниципальным контрактом и фактически исполненных Подрядчиком. Пени начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Муниципальным контрактом срока выполнения работ".
Условие об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, - начисление пеней, не соответствует требованиям законодательства.
Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 34 Закона.
12) Согласно ч. 1 ст. 31 Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) включены в Перечень видов работ (п. 13) как оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства (
Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Лицо, осуществляющее проектирование, вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Согласно п. 2. 4 технического задания участник закупки должен обладать допусками к следующим видам работ:
п.1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта;
п.5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35кВ включительно и их сооружений;
п.9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;
п.10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
п.13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 66 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Архитектура и градостроительство" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 34, ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании указанного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2014