Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 августа 2014 г. N 1625/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии К.А. Коренченко, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев дело N1625\03 о нарушении норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358300112514000015 "На право заключения муниципального контракта на выполнение выборочного капитального ремонта МБДОУ детский сад "Ромашка" Боковского района", в присутствии: от Заявителя - Н.А. Бондаренко, от Заказчика - Е.Ю. Гончаровой, Т.С. Десятерик, Е.С. Шелобода, от Привлеченного лица - М.А. Новиковой,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 13.08.2014 г. (вх.N16120) поступила жалоба Заявителя, в которой указывалось на нарушения Закона при проведении аукциона:
- изменение сути документации об аукционе при предоставлении разъяснений документации об аукционе;
- незаконный отказ Заявителю в отказе в допуске к участию в аукционе.
Заявитель полагал свою аукционную заявку соответствующей требованиям Закона и документации об аукционе.
Заказчик в возражении на жалобу (от 19.08.2014 г. N31):
- жалобу полагал необоснованной;
- отказ Заявителю в допуске к участию в аукционе полагал соответствующим ч.4 ст.67 Закона;
- отрицал изменение сути документации об аукционе при предоставлении разъяснений документации об аукционе.
Представитель Привлеченного лица не изложил правовую позицию по существу рассматриваемого дела.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данным жалобам проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении электронного аукциона для закупки" (в редакции N2 от 18.07.2014 г.) N0358300112514000015:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 04.08.2014 г. в 09-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 9 542 885 руб.
2. В соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар:
А) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
3. В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 Закона и инструкцию по заполнению заявки (далее - Инструкция).
В п.3.5 главы 1 документации об аукционе Заказчик в Инструкции указал следующее:
- "участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывает конкретные показатели, предлагаемых к поставке товаров (материалов, оборудования), соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Разделе 1 Главы III "Наименование и описание объекта закупки", документации об электронном аукционе для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (материала, оборудования)";
- "в случае, если на изображениях, представленных в Разделе 1 Главы III "Наименование и описание объекта закупки" отсутствует единица измерения, следует считать, что величина указана в миллиметрах";
- "в случае, если показатели, представленные в Разделе 1 Главы III "Наименование и описание объекта закупки" и определяющие линейные размеры товаров и материалов, не сопровождаются единицей измерения, то следует считать, что единицей измерения является "миллиметр".
Такие же положения содержатся в п.15 Информационной карты главы 1 документации об аукционе.
Как указано на листе 2 документации об аукционе, в ее составе имеется 4 главы:
1) сведения об электронном аукционе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
3) наименование и описание объекта закупки;
4) проект муниципального контракта.
При этом в составе главы 3 не имеется разделов (в отличие от главы 1, в состав которой входили 8 разделов), в т.ч. раздела 1, где, согласно Инструкции, содержатся "требования к характеристикам и значениям показателей" для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (материала, оборудования).
Указаний на обязанность участника закупки в первой части аукционной заявки указать конкретные показатели предлагаемых товаров, соответствующие "требованиям к характеристикам и значениям показателей", предусмотренных в иных положениях документации об аукционе (кроме раздела 1 главы 3), документация об аукционе, в т.ч. Инструкция, не содержит.
Поскольку документация об аукционе не имела в своем составе раздела 1 главы 3, где, согласно Инструкции, содержались "требования к характеристикам и значениям показателей" для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (материала, оборудования), участники закупки в соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона в составе первой части аукционной заявки не были обязаны указать конкретные показатели, соответствующие "требованиям к характеристикам и значениям показателей предусмотренных в Разделе 1 Главы III "Наименование и описание объекта закупки", документации об электронном аукционе".
Следует отметить, что согласно п.5 Информационной карты главы 1 документации об аукционе:
"- сметная документация, а также другие документы, дополняющие Главу III "Описание объекта закупки", являются неотъемлемой составляющей Главы III "Описание объекта закупки" аукционной документации;
- описание объекта закупки: указано в разделе III "Наименование и описание объекта закупки" настоящей документации об аукционе".
Ни данный пункт информационной карты, ни иные положения документации об аукционе не содержат указаний о том, что описание объекта закупки, сметная документация, "а также другие документы, дополняющие Главу III" документации об аукционе, входят в состав раздела 1 Главы III документации об аукционе.
4. В силу ч.3 ст.65 Закона любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем 3 запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.112 Закона до ввода в эксплуатацию единой информационной системы (ЕИС) информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В силу п.1 "Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 г. N913, таким сайтом является www.zakupki.gov.ru.
В силу ч.5 ст.65 Закона разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно материалам дела, в ответ на предусмотренный ч.3 ст.65 Закона запрос участника закупки о том, какие конкретные показатели следует указывать в первой части аукционной заявки (с учетом отсутствия раздела 1 главы 3 в документации об аукционе) Заказчик 01.08.2014 г. в 15 часов 20 минут разместил на официальном сайте ответ, согласно которому:
- в документации об аукционе имеется раздел 1 главы 3;
- раздел 1 главы 3 документации об аукционе "включает в себя: Требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ. Сметная документация, а также другие документы, дополняющие главу III "Описание объекта закупки", являются неотъемлемой составляющей главы III "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Данным разъяснением Заказчик дважды изменил суть документации об аукционе, в которой, в ее буквальном содержании:
- отсутствует раздел 1 главы 3;
- "требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" не могут содержаться в разделе 1 главы 3 документации об аукционе, ввиду отсутствия этого раздела в документации об аукционе.
Тем самым Заказчик дважды нарушил ч.5 ст.65 Закона.
Необходимо отдельно указать, что праву участника закупки на получение разъяснений документации об аукционе на основании запроса (ч.3 ст.65 Закона) не корреспондируют обязанности других участников знать содержание этих разъяснений; использовать содержание разъяснений при подготовке и подаче аукционных заявок.
В частности. такие обязанности не установлены статьями 64-66 Закона.
Более того, заявка участника должна соответствовать требованиям именно документации об аукционе, а не разъяснений документации, что видно из п.3 ч.3 ст.66, ч.4 ст.67 Закона.
Внесение изменений в документацию об аукционе:
- осуществляется по иной (чем разъяснение документации) процедуре, в силу ч.6 ст.65 Закона предусматривающей в т.ч. продление срока подачи аукционных заявок;
- по предусмотренной ч.6 ст.65 Закона процедуре не имело места ни при размещении на сайте данного разъяснения, ни после размещения разъяснения.
5. Как указано выше, отсутствие в составе документация об аукционе раздела 1 главы 3, где, согласно Инструкции, содержались "требования к характеристикам и значениям показателей" для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (материала, оборудования), в силу п.3 ч.3 ст.66 Закона предопределило отсутствие у участников закупки обязанности указывать в составе первой части аукционной заявки конкретные показатели, соответствующие "требованиям к характеристикам и значениям показателей предусмотренных в Разделе 1 Главы III "Наименование и описание объекта закупки", документации об электронном аукционе".
Следовательно, наличие или отсутствие в аукционной заявке конкретных показателей товаров не могло указывать на наличие предусмотренных п.п.1, 2 ч.4 ст.67 Закона оснований отказа участнику закупки в допуске к участию в аукционе.
Как видно из "Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе" от 08.08.2014 г. N0358300112514000015:
- на участие в аукционе поданы 11 заявок;
- участники закупки, подавшие заявки NN8375891, 8376766, 8377209. 8380804, допущены к участию в аукционе;
- участникам закупки, подавшим заявки NN8324661, 8379110, 8379142, 8379341, 8379686, 8380030, 8380273, отказано в допуске к участию в аукционе.
Согласно "Протоколу проведения электронного аукциона" от 11.08.2014 г. N0358300112514000015 (далее - Протокол N2), минимальное предложение о цене контракта = 9 256 598,42 руб. подано участником закупки с заявкой N8376766.
Согласно "Протоколу подведения итогов электронного аукциона" от 14.08.2014 г. N0358300112514000015 заявки обоих участников закупки, подавших предложения о цене контракта, признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
5.1. В заявке N8380030:
- не имелось конкретных показателей товаров;
- имелось вышеуказанное Согласие.
Ввиду отсутствия раздела 1 главы 3 в документации об аукционе отсутствие в аукционной заявке конкретных показателей товаров не могло указывать на наличие предусмотренных п.п.1, 2 ч.4 ст.67 Закона оснований отказа участнику закупки в допуске к участию в аукционе.
Следовательно, отказав участнику с заявкой N8380030 в допуске к участию в аукционе, аукционная комиссия допустила нарушение ч.5 ст.67 Закона.
5.2. Заявителю (заявка N8380273) отказано в допуске к участию в аукционе с обоснованием: "участник закупки представил несоответствующую информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Участником предложено: трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп и БСт2пс наружный диаметр 108 мм, толщина стенки 3,0 мм". Согласно п.3.5 Инструкции Заказчиком установлено: В случае, если показатель товара (материала) указан несколько раз с различными конкретными значениями, то участник закупки должен выбрать одно из них".
Однако, как указано выше, Инструкция предусматривала отражение в первой части аукционной заявки только конкретных показателей, соответствующих значениям, приведенным "в Разделе 1 Главы III" документации об аукционе, при этом данный раздел в документации об аукционе отсутствовал.
Следовательно, конкретные показатели товаров в силу п.3 ч.3 ст.66 закона не должны были содержаться в первой части аукционной заявки.
Отказав Заявителю в допуске к участию в аукционе по данному основанию, аукционная комиссия тем самым нарушила ч.5 ст.67 Закона.
5.3. Участника закупки, подавшим заявки NN 8324661, 8379110, 8379142, 8379341, 8379686, оказано в допуске к участию в аукционе по основаниям, связанным с конкретными показателями товаров, значения которых не могли содержаться "в Разделе 1 Главы III" документации об аукционе ввиду отсутствия этого раздела в документации об аукционе.
В частности, заявка N8379686 отклонена ввиду отсутствия в ней конкретных показателей вышеуказанных труб стальных.
По основаниям, приведенным в п.п.5-5.2 настоящего решения, отказ участникам, подавшим данные заявки, в допуске к участию в аукционе, является нарушением ч.5 ст.67 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.65 Закона.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей ч.5 ст.67 Закона.
4. Выдать аукционной комиссии предписание:
- об отмене всех протоколов, созданных при проведении аукциона;
- о проведении рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с нормами Закона, в т.ч. ст.ст67, 69 Закона, с учетом отсутствия в документации об аукционе раздела 1 главы 3;
- о проведении процедуры аукциона, предусмотренной ст.68 Закона, начиная с цены контракта = 9 256 598,42 руб., отраженной в Протоколе N2.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика и членов аукционной комиссии к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии А.Д. Кравцов
Ю.В. Моргунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 августа 2014 г. N 1625/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2014