Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июля 2014 г. N 979-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Горзеленстрой" (620130, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 204Г) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" (620144, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1-341) при проведении закупки путем открытого конкурса (извещение N 0162300005314001882) на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика МКУ "Городское благоустройство" - Е.Е. Лаздовской (доверенность N40 от 12.05.2014 г.), Т.С. Корешковой (доверенность N 39 от 12.05.2014);
- заявителя ООО "Горзеленстрой" - Н. А. Кожухарь (доверенность от 11.01.2014 г.), А.Г. Удовенко (доверенность от 04.07.2014 г.);
- заинтересованных лиц - ОАО "Трест Уралтрасспецстрой" - А.А. Обрезкова (доверенность от 23.05.2014 N79), ООО "Городское управление дорожно-строительных работ" - С.В. Лобовой (доверенность от 09.01.2014), ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" - М.А. Конкина (доверенность от 04.07.2014), ООО "ЭММА" - Е.А. Елизаровой (доверенность от 22.05.2014 N15/07),
УСТАНОВИЛА:
Представители заявителя пояснили, что в конкурсной документации заказчиком ненадлежащим образом установлен критерий оценки качества работ, а в форме предложения об объекте закупки конкурсной документации заказчиком установлены следующие технические требования: "Работы должны быть выполнены в соответствии с условиями муниципального контракта, техническим заданием на выполнение работ, сметами, строительными нормами и правилами", и незаконно установлено требование о предоставлении при подаче предложения конкретных показателей данных технических требований. Кроме того, по мнению заявителя, заказчик нарушил порядок предоставления разъяснений конкурсной документации.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30 апреля 2014 года на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0162300005314001882 на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) и конкурсная документация (действует в редакции N 7 от 09.07.2014).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В п. 10 правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На основании вышеизложенных требований заказчиком, в п. 19 информационной карты документации об аукционе указано, что критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются цена контракта (обязательный критерий), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участника закупки. Также предусмотрено, что оценка заявок на участие в конкурсе будет производиться в соответствии с Порядком, изложенным в Приложении N 2 к Информационной карте.
Согласно Приложения N 2 Информационной карты в рамках оценки критерия Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки предусмотрена оценка предложения участника в отношении объекта закупки по технологии выполнения подрядных работ, обеспечивающей полное восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения, рациональной организации трудовых процессов в условиях сжатых сроков связанных с сезонным характером работ объекта закупки. При этом лучшим предложением по указанному критерию является наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение.
В пояснении указано, что оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" будет осуществляться следующим образом:
"В рамках показателя "Качество работ" оценивается предложение участника открытого конкурса по данному критерию.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения муниципального контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов)".
Согласно части 3 конкурсной документации количество выполняемых работ (оказываемых услуг): в соответствии со сметной документацией, настоящим техническим заданием, условиями муниципального контракта. Виды выполняемых работ (оказываемых услуг): в соответствии со сметной документацией. Требования к качеству работ (услуг), в том числе технология производства работ (оказания услуг), методы производства работ (оказания услуг), методики оказания услуг, организационно-технологическая схема производства работ, безопасность выполняемых работ: в соответствии с технической документацией, требованиями карт технологических процессов и положений действующего законодательства, ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 17608-91, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 52605-2006, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 9479-2011, ГОСТ 23668-79, ГОСТ 26633-91, ГОСТ 26673, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 10706-76, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 3134-78, ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 52129-2003, ГОСТ 10144-89, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 8736-93, ГОСТ Р 52129-2003, СП 34.13330.2012, СП 78.13330.2012, СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 17608-01, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 22245-89, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 2590-2006, и др. Качество выполненных Работ и их результатов должно соответствовать условиям Контракта и обязательным требованиям, установленным нормативными документами, действующими на момент завершения работ по Контракту. Объект, в момент передачи Заказчику, должен обладать свойствами, указанными в нормативных документах, регламентирующих качество используемых материалов и порядок производства работ, являющихся предметом конкурса.
Пунктом 4.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, также предусмотрено, что подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить Подрядные работы в полном соответствии с Техническим заданием, технической документацией, условиями настоящего Контракта, действующим законодательством РФ в объеме, необходимом для ввода Объекта в эксплуатацию.
Таким образом, конкурсная документация содержит неизмененные показатели количества, видов выполняемых работ и их качества.
Часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Таким образом, соответствие выполняемых работ техническому заданию является критерием допуска участника и не может являться критерием оценки качества выполняемых работ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию - это наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение.
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное предложение, его форма, что значит наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение и каким образом по данному предложению может быть оценено качество работ по предмету "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка)", каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
В форме 1.2.4 конкурсной документации предусмотрена необходимость представления участником следующих сведений:
N п/п |
Наименование показателя (функциональные, технические и качественные характеристики товара, работ, услуг)* |
Техническое требование заказчика |
Техническое предложение участника закупки |
11 |
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) |
Работы должны быть выполнены в соответствии с условиями муниципального контракта, техническим заданием на выполнение работ, сметами, строительными нормами и правилами. |
Участник закупки указывает конкретные показатели |
При этом пункт 3.2.2.2 конкурсной документации устанавливает, что представляемые участником размещения заказа сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать значений "не более", "не менее", "или", "должно", "можно" и т.п., то есть должны быть конкретными, таким образом, в указанной форме установлены технические требования заказчика, подлежащие отражению в конкретном виде участником закупки.
Комиссией установлено, что заявитель ООО "Горзеленстрой" 20.06.2014 воспользовался правом, предоставленным ему ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, направив заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Ответ на данный запрос был дан заказчиком 24.06.2014 и размещен на официальном сайте 25.06.2014. В соответствии с чч. 7-8 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчик в течение 2 рабочих дней с даты поступления такого запроса обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе. С учетом того, что вторым рабочим днем после 20 июня 2014 года является 24 июня 2014 года, заказчиком соблюдены сроки как направления разъяснений конкурсной документации, так и размещения их на сайте.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Горзеленстрой" признать обоснованной в части доводов о порядке оценки заявок.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" признать нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, пункта 25 Правил оценки.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июля 2014 г. N 979-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2014