Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июля 2014 г. N 1005-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" - Е.Е. Лаздовской (доверенность N40 от 12.05.2014 г.), Т.С. Корешковой (доверенность N 39 от 12.05.2014),
- заявителя в лице - ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" - М.А. Конкина (доверенность от 04.07.2014),
- заинтересованных лиц - ОАО "Трест Уралтрасспецстрой" - А.А. Обрезкова (доверенность от 23.05.2014 N79), ООО "Городское управление дорожно-строительных работ" - С.В. Лобовой (доверенность от 09.01.2014), ООО "ЭММА" - Е.А. Елизаровой (доверенность от 22.05.2014 N15/07), ООО "Горзеленстрой" - Н. А. Кожухарь (доверенность от 11.01.2014 г.), А.Г. Удовенко (доверенность от 04.07.2014 г.),
рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (620075, г.Екатеринбург, ул.Белинского, 39) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" (620144, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, оф. 341) при проведении закупки путем открытого конкурса на "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (9 участков) (N0162300005314002675), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель указал, что в конкурсной документации заказчиком ненадлежащим образом установлен критерий оценки качество работ, не установлено значение показателя по критерию цена контракта и неправомерно установлен критерий опыт работы.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (9 участков) (N0162300005314002675) и конкурсная документация (действует в редакции от 18.06.2014 г.)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 275310460.04 руб.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В п. 10 правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На основании вышеизложенных требований заказчиком, в п. 19 информационной карты документации об аукционе указано, что критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются цена контракта (обязательный критерий), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участника закупки. Также предусмотрено, что оценка заявок на участие в конкурсе будет производиться в соответствии с Порядком, изложенным в Приложении N 2 к Информационной карте.
Согласно Приложения N 2 Информационной карты в рамках оценки критерия Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки предусмотрена оценка предложения участника в отношении объекта закупки по технологии выполнения подрядных работ, обеспечивающей полное восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения, рациональной организации трудовых процессов в условиях сжатых сроков связанных с сезонным характером работ объекта закупки. При этом, лучшим предложением по указанному критерию является наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение.
В пояснении указано, что оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" будет осуществляться следующим образом:
"В рамках показателя "Качество работ" оценивается предложение участника открытого конкурса по данному критерию.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения муниципального контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
В случае если предложения участника соответствуют минимальным условиям, установленным государственным заказчиком в технической части конкурсной документации, заявке по показателю присваивается 1 балл.
В случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 10% и более при отсутствии надлежащего обоснования такого снижения в томе заявки, заявке по этому показателю присваивается 1 балл.
В случае, если предложение участника превышает минимальные организационно-технологические условия Технического задания, заявке участника присваивается от 2 до 100 баллов в зависимости от степени обоснованности и выгодности предложений участника. Комиссия определяет степень обоснованности, выгодности, детализации и содержательной проработанности предложений участников размещения заказа путём сравнения предложений и сопоставления по предлагаемым методикам, методологиям, технологической, организационной и ценовой обоснованности, полноте описания, порядку организации и выполнения участника как генподрядной организации при выполнении работ.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии".
Согласно части 3 конкурсной документации количество выполняемых работ (оказываемых услуг): в соответствии со сметной документацией, настоящим техническим заданием, условиями муниципального контракта. Виды выполняемых работ (оказываемых услуг): в соответствии со сметной документацией. Требования к качеству работ (услуг), в том числе технология производства работ (оказания услуг), методы производства работ (оказания услуг), методики оказания услуг, организационно-технологическая схема производства работ, безопасность выполняемых работ: в соответствии с технической документацией, требованиями карт технологических процессов и положений действующего законодательства, ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 17608-91, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 52605-2006, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 9479-2011, ГОСТ 23668-79, ГОСТ 26633-91, ГОСТ 26673, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 10706-76, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 3134-78, ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 52129-2003, ГОСТ 10144-89, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 8736-93, ГОСТ Р 52129-2003, СП 34.13330.2012, СП 78.13330.2012, СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 17608-01, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 22245-89, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 2590-2006, и др. Качество выполненных Работ и их результатов должно соответствовать условиям Контракта и обязательным требованиям, установленным нормативными документами, действующими на момент завершения работ по Контракту. Объект, в момент передачи Заказчику, должен обладать свойствами, указанными в нормативных документах, регламентирующих качество используемых материалов и порядок производства работ, являющихся предметом конкурса.
Пунктом 4.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, также предусмотрено, что подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить Подрядные работы в полном соответствии с Техническим заданием, технической документацией, условиями настоящего Контракта, действующим законодательством РФ в объеме, необходимом для ввода Объекта в эксплуатацию.
Таким образом, конкурсная документация содержит неизмененные показатели количества, видов выполняемых работ и их качества.
Часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Таким образом, соответствие выполняемых работ техническому заданию является критерием допуска участника и не может являться критерием оценки качества выполняемых работ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию - это наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение.
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное предложение, его форма, что значит наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение и каким образом по данному предложению может быть оценено качество работ по предмету "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (9 участков), каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, оценка надлежащего обоснования снижения начальной (максимальной) цены контракта на 10% и более является нарушением ч.8, ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе и пункта 25 Правил оценки, поскольку фактически является повторной оценкой стоимостного критерия и не позволяет оценить качество выполняемых работ, а лишь снижения цены контракта.
Согласно Приложения N 2 "Информационной карты" в рамках оценки критерия Квалификация участника закупки, а именно наличие опыта работы, связанного с предметом контракта предусмотрено:
- наличие опыта выполнения участником конкурса общестроительных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог в качестве генподрядчика за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Показатель: максимальная стоимость работ по одному контракту. Подтверждающий документ: копия контракта (договора), заключенного с организацией-участником закупки (за исключением случая, если лицо, осуществлявшее строительство или реконструкцию, являлось застройщиком того же самого объекта), копия разрешения на ввод объекта капитального строительства (реконструкции) в эксплуатацию (для объектов строительства или реконструкции) либо копия акта приёмки объекта капитального строительства (реконструкции) с указанием стоимости выполненных работ; копии актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ в случае представления копии контракта (договора) на выполнение капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог.
В пояснениях указано, что оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки" осуществляется по показателю "Наличие опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма". В рамках этого критерия оценивается максимальная стоимость выполненного в качестве генподрядчика аналогичной предмету конкурса работы за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аналогичными работами считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог).
Единица измерения - рубль РФ.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ х 100 х (Ki/Kmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Таким образом, указанный критерий, равно как и критерий цена контракта установлены в полном соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" признать обоснованной в части установления в качестве критерия оценки обоснованности снижения цены контракта на 10% и более.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" признать нарушения ч.8 и ч.9 ст.32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, пункта 25 Правил оценки.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июля 2014 г. N 1005-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2014