Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 августа 2014 г. N 1188-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Мурашко Е.Н. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алиева В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа - Дешевых Л.А. (распоряжение от 14.01.2011 г.), Наймушиной Е.В. (доверенность от 06.08.2014 г.),
- в отсутствии заявителя ООО "УралСтройИнвестЦентр", надлежащем образом уведомленным о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "УралСтройИнвестЦентр" (622002, г. Нижний Тагил, ул. Космонавтов, 34 оф. 47) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа (624590, Свердловская обл., г. Ивдель, ул. Ворошилова, 6), аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт напорного коллектора канализации г. Ивдель очистные сооружения (извещение N 0362300267114000039) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "УралСтройИнвестЦентр" (вх. N 01-14807 от 31.07.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт напорного коллектора канализации г. Ивдель очистные сооружения (извещение N 0362300267114000039) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "УралСтройИнвестЦентр" указал, что заказчиком нарушен Закон о контрактной системе в части заключения контракта, ввиду опубликования заказчиком протокола об отказе от заключения контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной, пояснив, что действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
02 июля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300267114000039 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 1906026,86 рублей.
До окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок, а именно 15.07.2014 г., в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 15.07.2014 года на участие в таком аукционе, поступило две заявки, все подавшие их лица допущены к участию в аукционе. В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 18.07.2014 г. заявка ООО "УралСтройИнвестЦентр" была признана соответствующей требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.
На основании ч. 3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт заключается с этим участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в срок, установленный частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа обратилось в Финансовое управление Администрации Ивдельского городского округа с информацией о согласовании возможности заключения контракта по итогам закупки N 0362300267114000039 с единственным поставщиком в лице ООО "УралСтройИнвестЦентр".
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в ходе рассмотрения обращения, Финансовым управлением Администрации Ивдельского городского округа было отказано в возможности заключения контракта по итогам осуществления закупки N0162200011814000614 с единственным поставщиком в лице ООО "УралСтройИнвестЦентр" (исх. N 01-05-483 от 24.07.2014.) по причине того, что проектом контракта предусмотрены размеры штрафа для поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены в размере 5% цены контракта, для заказчика - 2 % цены контракта.
В результате заказчиком был сформирован протокол об отказе от заключения контракта и опубликован на официальном сайте.
Таким образом, в действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа нарушений Закона о контрактной системе в части заключения контракта не выявлено.
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
В соответствии с требованием к содержанию и составу заявки и инструкции по ее заполнению документации об аукционе заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование о представлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки, так как по данному основанию за предоставление (не предоставление) сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона заявка участника закупки не была признана не соответствующей.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.
При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2.6 документации об аукционе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:
2) правомочность участника закупки заключать Контракт.
Вместе с тем, часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) не предусматривает установление данного требования.
Таким образом, заказчиком установлено требование в нарушение части 1, 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Однако, ввиду того, что заказчиком не конкретизирован документ, подлежащий представлению в качестве документа подтверждающего правомочность участника, данное требование фактически не применимо и не могло оказать влияние на результаты закупки.
В части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" устанавливает следующий порядок начисления пеней и штрафов:
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (п. 5).
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (п. 4).
Вместе с тем, пунктом 5.3. проекта контракту установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации 1063-ПП РФ от 25 ноября 2013 г.
а) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн.
б) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Пунктом 5.4. проекта контракту установлено, что за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, которая составляет 5% цены Контракта проектом контракта предусмотрен
Таким образом, проектом контракта установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по контракту путем взыскания фиксированных сумм штрафов в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО УралСтройИнвестЦентр" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа выявлены нарушения части 1, 6 статьи 31, части 4, 5, 8 статьи 34, части 3 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства" Ивдельского городского округа выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.Г. Шумкова
Члены Комиссии Е.Н. Мурашко
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 августа 2014 г. N 1188-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2014