Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 августа 2014 г. N 1226-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Волкова С.Н. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алиева В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Регион" (623300, Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Куйбышева, 14) на действия (бездействие) заказчика Администрации Михайловского муниципального образования (623080, Свердловская обл., г. Михайловск Нижнесергинского р.-на, ул. Кирова, 22), его аукционной комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162300063414000030) на выполнение строительных работ по газоснабжению жилых домов мкр. Воронино в г. Михайловске. Газопровод высокого давления в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
при участии представителей заказчика Администрации Михайловского МО Макеева Александра Евгеньевича (доверенность N 21 от 13 августа 2014 года), Шатохиной Светланы Николаевны (доверенность N 22 от 13 августа 2014);
в отсутствие представителей заявителя ООО "Регион", ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в его отсутствие (вх. N 01-16023 от 14.08.2014),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Регион" (вх. N 01-15432 от 07.08.2014) на действия (бездействие) заказчика Администрации Михайловского муниципального образования, его аукционной комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162300063414000030) на выполнение строительных работ по газоснабжению жилых домов мкр. Воронино в г. Михайловске. Газопровод высокого давления, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что решение комиссии заказчика об отказе ему в допуске к участию в аукционе является необоснованным, поскольку заявка содержала информацию об используемом товаре, которая подлежала указанию исходя из сформулированных заказчиком требований к заявке.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
14 июля 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300063414000030, а также документация об аукционе (действует в редакции N 2 от 26.07.2014).
На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (04 августа 2014 года) заказчику поступило к рассмотрению 4 заявки, из подавших заявки лиц к участию в аукционе допущено единственное (протокол рассмотрения первых частей заявок N 0162300063414000030-1 от 05.08.2014).
Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 закона о контрактной системе с обоснованием: "участником не указана часть товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, техническим заданием, проектно-сметной документацией, а именно:
- Трубы электросварные прямошовные из стали марок БСт2кп - БСт4кп и БСтпс2 - БСт4пс; наружным диаметром Ду = 108 мм; 3,5 мм - толщина стенки;
- Трубы электросварные прямошовные из стали марок БСт2кп - БСт4кп и БСтпс2 - БСт4пс; наружным диаметром Ду = 159 мм; 4,5 мм - толщина стенки;
-ГРПШ-RG/2MB-2H-P-ЭК-Г-УХЛ1 с основной и резервной линиями редуцирования на базе регуляторас RG/2MB с измерительным комплексом СГ-ЭКВС-R-0,75-160 на базе счётчика RVG-100, диапазон 1:160, Рвх=0,6 Мпа, Рвых=0,003 МПа;
- Труба ПЭ 100 SDR 11, наружный диаметр DN = 160 мм, 14,6 мм - толщина стенки;
- Кран шаровой фланцевый МА 390 10, DN= 100 мм, Ру = 1,6 Мпа".
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения аукциона на выполнение работ с использованием товара заявка на участие в таком аукционе должна содержать в первой части согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подп. "а"). Первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации этих сведений (подп. "б").
Требования документации (п. 14.1) воспроизводят положения п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при этом в документации не содержится инструкции по заполнению заявки или иного раздела, предусматривающего конкретный перечень товаров, использование которых в ходе работ необходимо заказчику, и определяющего значения показателей таких товаров, в соответствии с которыми участник может и должен сформулировать свое предложение.
Заказчик пояснил, что инструкцией для участников служит п. 6 Описания объекта закупки (часть 2 документации об аукционе) "все применяемые в ходе работ материалы должны соответствовать проектной документации, шифр 520-11/13 "Газоснабжение жилых домов мкр. Воронино в г.Михайловске. Газопровод высокого давления" (Приложение N1 к настоящей аукционной документации)". Вместе с тем представители самого заказчика затруднились в идентификации всех товаров, использование которых предполагается при выполнении закупаемых работ, сославшись на достаточность якобы только основных товаров, содержащихся в заявке единственного допущенного участника аукциона.
В соответствии с чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, путем указания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства на основании ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации, постановлением которого N 87 от 16.02.2008 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Данным Положением предусмотрено, что проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пп. 34-42 настоящего Положения (п. 33). Раздел 9 "Смета на строительство" и раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами" должны содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пп. 28-31 и п. 32 настоящего Положения (п. 42). Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию (п. 28). Сметная документация, предусмотренная в п. 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат (п. 30). Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пп. 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов (п. 7).
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, и в соответствии с позицией ФАС России, выраженной в Письме N ИА/19712 от 23.05.2011, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта заведомо означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В составе документации об аукционе на официальном сайте размещена проектная документация на выполнение работ по объекту закупки N 520-11/13, тем не менее, пояснение заказчика относительно основных товаров является несостоятельным, поскольку п. 6 Описания объекта закупки содержит условие о соответствии всех применяемых в ходе работ материалов приложенной проектной документации, то есть представляет собой требование к выполняемым работам, а не к способу выражения участником закупки своего предложения по их выполнению.
При этом используемые товары определяются исходя из следующих понятий, приведенных в Техническом регламенте о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ N 870 от 29.10.2010):
"газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа;
"отключающее устройство" - техническое устройство, предназначенное для периодических отключений отдельных участков газопровода и газоиспользующего оборудования с соблюдением условий герметичности;
"сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий);
"сеть газопотребления" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием;
"техническое устройство" - составная часть сети газораспределения и сети газопотребления (арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, фильтры, узлы учета газа, средства электрохимической защиты от коррозии, горелки, средства телемеханики и автоматики управления технологическими процессами транспортирования природного газа, контрольно-измерительные приборы, средства автоматики безопасности и настройки параметров сжигания газа) и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления;
"технологическое устройство" - комплекс технических устройств, соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации, включающий в том числе газорегуляторные пункты, газорегуляторные пункты блочные, газорегуляторные пункты шкафные, газорегуляторные установки и пункты учета газа (п. 7).
Соответственно, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит инструкции по заполнению заявки, что способно ввести участников аукциона в заблуждение относительно тех товаров и их характеристик, которые заказчик счел обязательными при выполнении работ, а также повлечь нарушения при отборе заявок.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, предоставления недостоверной информации (п. 1) или ее несоответствия требованиям документации о таком аукционе (п. 2). Заявитель оформил заявку на основании формы, предложенной заказчиком (приложение N 1 к документации об аукционе), которая содержала 3 наименования товара с их техническими характеристиками, тем не менее, в соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе требования к оформлению и форме заявки на участие в аукционе недопустимы, соответственно приложенная к документации об аукционе форма заявки носит исключительно рекомендательный характер.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Регион" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Администрации Михайловского МО нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены комиссии А.О. Опалев
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 августа 2014 г. N 1226-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2014