Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 августа 2014 г. N 1241-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Волкова С.Н. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
Опалева А.О. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Мурашко Е.Н. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" - Ткачевой Н.Н. (доверенность от 17.02.2014 г.),
- уполномоченного органа в лице Департамент государственных закупок Свердловской области - Юрченко Е.Ю. (доверенность от 09.01.2014 г.),
- заявителя в лице ООО Компания "ГарантСтрой" - Чернухина Е.В. (доверенность от 07.08.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО Компания "ГарантСтрой" (620057, г. Екатеринбург, ул. Шефская,) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), уполномоченным органом в лице Департамент государственных закупок Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на участие в долевом строительстве многоквартирного дома на территории г. Нижний Тагил Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года" (извещение N 0162200011814001341) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Компания "ГарантСтрой" (вх. N 01-15513 от 08.08.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченным органом в лице Департамент государственных закупок Свердловской области, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на участие в долевом строительстве многоквартирного дома на территории г. Нижний Тагил Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года" (извещение N 0162200011814001341) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО Компания "ГарантСтрой" указал, что заявка участника закупки необоснованно отклонена аукционной комиссией в соответствие с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, так как участником в первой части заявки предоставлены характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям документации, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснили, что действовали в соответствии с Законом о контрактной системе, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
16 июля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011814001341 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 8 078 400,00 рублей.
07 августа 2014 года аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по итогам которой составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами единой комиссии. В соответствии с указанным протоколом заявка участника закупки ООО Компания "ГарантСтрой" с порядковым номером 2 отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе: в первой части заявки участника закупки представлены характеристики предлагаемых к поставке товаров несоответствующие характеристикам, установленным в приложении N1 документации об аукционе по п. 1.1 "стены наружные и внутренние (несущие)".
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N1 к информационной карте документации об аукционе установлены конкретные показатели товаров, используемых при строительстве многоквартирного жилого дома и объекта долевого строительства (квартир/ы), расположенных в таком доме, в том числе:
п/п N |
Наименование конструкций, оборудования, отделки |
Функциональные, технические и качественные характеристики основных товаров, используемых при строительстве многоквартирного жилого дома и объекта долевого строительства |
1.1 |
стены наружные и внутренние (несущие) |
кирпичные или газобетонные блоки или пенобетонные блоки или керамзитобетонные или ж/б панели или шлакоблоки или теплоблоки |
Пунктом 41 информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию:
- согласие Участника закупки на выполнение работ, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара (могут быть представлены в соответствии с формой 1 в приложении N1 "Рекомендуемые для заполнения формы" к части 1 "информационная карта" документации об аукционе в электронной форме).
Указанное требование установлено в соответствии с требованием пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 43 информационной карты документации об аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которой предусмотрено, что в случае, если значение показателя указаны через слово "или", то необходимо указать одно из указанных значений данного показателя.
Представленная участником закупки ООО Компания "ГарантСтрой" с порядковым номером 2 первая часть заявки на участие в аукционе по позиции 1.1 "стены наружные и внутренние (несущие)" содержит указание на показатель "кирпичные" и "газобетонные блоки", что не соответствует требованиям, установленным в приложении N1 и инструкции по заполнению заявки документации об аукционе.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционной комиссий было принято правомерное решение о признании заявки с порядковым номером 2 участника закупки ООО Компания "ГарантСтрой" не соответствующей требованиям документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 информационной карты установлено наименование объекта закупки, а именно: участие в долевом строительстве многоквартирного дома на территории г. Нижний Тагил Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1статьи 1 настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", которым установлено следующее.
По договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (ч. 1 ст. 4).
Существенным условием договора является определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а также цена договора, сроки и порядок ее уплаты (п. 1 ч. 4 ст. 4). Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям (ч. 1 ст. 7). При этом застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации, включающей в себя информацию о проекте строительства, которая должна соответствовать проектной документации и содержать информацию о количестве в составе строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости), а также об описании технических характеристик указанных самостоятельных частей в соответствии с проектной документацией (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 19 и п. 5 ч. 1 ст. 21).
Существенным условием договора также является цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. В случае, если цена договора определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика, ограничения в части целевого расходования денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства по договору, относятся только к денежным средствам на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства. Денежные средства участника долевого строительства, уплаченные по договору в счет оплаты услуг застройщика, расходуются застройщиком по своему усмотрению (п. 3 ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 5 и ч. 2 ст. 18).
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, застройщиком изначально уже определены архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, так как привлечение застройщиком денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости возможно, в том числе после получения разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации.
Статьей 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установлены требования к рекламе финансовых услуг.
При этом не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений (ч. 6).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что участие в долевом строительстве является финансовой услугой, связанной с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц для строительства объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 стать 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 стать 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 стать 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в том числе, в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для закупок, предмет которых определен как участие в долевом строительстве, в отличие от закупки, предметом которой выступают строительные работы, Законом о контрактной системе допускаются иные помимо электронного аукциона способы определения исполнителей.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта не соответствующее пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как наименование и описание объекта закупки соответствует условиям заключения контракта на оказание услуг, а не на выполнение работ.
В соответствии с частью 2 технического задания документации об аукционе установлено описание объекта закупки, а именно: срок ввода в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома не позднее 25 октября 2015 г., срок передачи заказчику квартиры не позднее 60 дней с даты ввода в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома, количество квартир - 6, общая площадь квартиры, без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) - не менее 29 кв.м.
Кроме того, приложением N1 к информационной карте документации об аукционе установлены конкретные показатели товаров, используемых при строительстве многоквартирного жилого дома и объекта долевого строительства (квартир/ы), расположенных в таком доме, соответствие которым необходимо предоставить участникам закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, в документацию о закупке включены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам конструкций, оборудования, отделки, используемых при строительстве многоквартирного жилого дома, которые не соответствуют условиям заключения контракта на оказание услуг по привлечению застройщиком денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Компания "ГарантСтрой" признать необоснованной.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его аукционной комиссией нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" выявлено нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 и пункта 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены Комиссии А.О. Опалев
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 августа 2014 г. N 1241-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2014