Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июня 2014 г. N 899-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Анисимова Р.Г. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная Компания XXI век" на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362300015514000004) на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест в микрорайоне IV ГСК 3 жилого района "Южный" г. Каменск-Уральский Свердловской области в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика МКУ "Управление капитального строительства" Кузнецова Алексея Александровича (доверенность N 30 от 03 июня 2014);
- заявителя ООО "Строительная Компания XXI век" Сурковой Юлии Павловны (доверенность от 18 июня 2014 года);
- заинтересованного лица ООО СК "ИНТЕГ" Гранкина Александра Александровича (доверенность от 01 апреля 2014 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительная Компания XXI век" (вх. N 01-11026 от 11.06.2014) на действия (бездействие) заказчика МКУ "Управление капитального строительства" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362300015514000004) на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест в микрорайоне IV ГСК 3 жилого района "Южный" г. Каменск-Уральский Свердловской области, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя пояснила, что содержащееся в документации об аукционе описание объекта закупки содержит ряд отступлений от законодательных требований о необходимости использования стандартных показателей (в частности при обозначении единиц измерения, в требованиях об использовании утративших силу стандартов). Также по мнению заявителя проект контракта содержит ненадлежащие условия об ответственности сторон применительно к размеру штрафных санкций. Кроме того ООО "Строительная Компания XXI век" заявлено об отсутствии у единственного участника данного аукциона действующего свидетельства о допуске к работам по строительству и соответственно о ненадлежащем допуске заявки этого участника.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что установление требований к товарам об их соответствии утратившим силу ГОСТам не противоречит положениям законодательства, имеющиеся в документации об аукционе неточности не являются нестандартными показателями и не способны ввести участников в заблуждение и ограничить их возможность подать заявку.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
03 апреля 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300015514000004 с начальной ценой контракта 202 740 000 рублей, а также документация об аукционе (действует в редакции N 3 от 06.06.2014).
На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (14 июня 2014 года) заказчику поступила единственная заявка; подавшее ее лицо признано участником аукциона, сам аукцион - несостоявшимся на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе (протокол рассмотрения заявки N 0362300015514000004-5 от 18.06.2014).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к выполнению работ по объекту закупки установлены в Техническом задании (приложение N 2 к аукционной документации), приложением к которому, в свою очередь, являются Задание на проектирование и Перечень основных используемых товаров.
Как указывается заявителем, в ряде позиций данного перечня заказчик использовал единицы измерения, отличающиеся от стандартных, а именно в п. 10 "перемычка брусковая" для показателя нагрузки использована единица измерения "Н/м (кгс/м)" вместо указанной в ГОСТ 948-84 "кН/м (кгс/м)", в п. 64 "огнезащитное покрытие" для показателя температуры использована единица измерения "С" вместо общепринятого "°С". Тем не менее, единица силы определяется согласно Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 879 от 31.10.2009) как "Н" (ньютон) без приставки "к" (кило), обозначающего десятичный множитель, соответственно, использованный в п. 10 Перечня показатель является стандартным. Отсутствие в п. 64 Перечня символа "°" (градус) не свидетельствует о нарушении описания объекта закупки, поскольку использованный символ "С" применительно к характеристике температуры недвусмысленно трактуется как градус Цельсия (единица международной системы единиц СИ).
Использование заказчиком при описании характеристик товаров ссылок на утратившие силу стандарты (ГОСТ 9544-93 в пп. 24, 31, 89, ГОСТ 5089-97 в п. 44) не противоречит требованиям к описанию объекта закупки, поскольку у участников закупки имеется возможность определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.
В ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичным образом в ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. Постановление Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013) (далее - Правила определения размера штрафа, пени) устанавливают, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (п. 4); за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (п. 5).
Учитывая, что начальная цена контракта более чем в два раза превышает 100 млн. рублей, и факт признания аукциона несостоявшимся, фактическая цена контракта превысит 100 млн. рублей, соответственно условия пп. 9.5 и 9.7 проекта контракта, определяющие сумму штрафа как на заказчика, так и на подрядчика за ненадлежащее исполнение ими своих обязательств в размере 0,5% цены контракта, установлены в соответствии с чч. 4-5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
К числу документов и сведений второй части заявки на участие в аукционе ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относит документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1-2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при их наличии).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно описания объекта закупки (часть 2 документации об аукционе) в него входят работы по проектированию строительства и строительству здания детского сада.
Согласно чч. 2-3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства (на что также указывает ФАС России в информационном письме N ИА/19714 от 23.05.2011).
В соответствии с п. 27 Информационной карты аукциона участник закупки должен представить во второй части своей заявки копии выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), а также по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пп. 13, 33 Перечня видов работ, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009).
На основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе заявка признается несоответствующей требованиям документации об аукционе в частности в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пп. 1, 3-5, 7-8 ч. 2 ст. 62, чч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе.
Наличие в заявке участника аукциона свидетельства о допуске к указанным видам работ от 29.05.2014, выданного Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация "Межрегиональная Строительная Группа", подтверждает соответствие поданной заявки требованиям документации об аукционе и законодательства о контрактной системе. Представленное заявителем письмо саморегулируемой организации о приостановке действия выданного свидетельства с 19.06.2014 не подтверждает обратного (а именно отсутствия у участника аукциона такого свидетельства), кроме того решение саморегулируемой организации о приостановке действия выданного свидетельства принято после рассмотрения заявки аукционной комиссией, соответственно в ее действиях нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Строительная Компания XXI век" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика МКУ "Управление капитального строительства", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии А.О. Опалев
Р.Г. Анисимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июня 2014 г. N 899-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2014