Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Волкова С.Н. - и.о. руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Авакяна А.В. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Администрации Сысертского городского округа при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение на 270 мест по адресу: Свердловская область, Сысертский район, поселок Бобровский, улица Калинина, 1 а" (извещение N 0162300054214000072) законодательства о контрактной системе и
при участии представителей:
- заказчика в лице - Администрации Сысертского городского округа Чернавских Н.Г. (доверенность N5250 от 20.08.2014), Красновой Светланы Валерьевны (доверенность N 5253 от 20.08.2014 года), Бабушкиной Наталии Вячеславовны (доверенность N 5252 от 20.08.2014 года), Даниэли Андрея Михайловича (доверенность N 5251 от 20.08.2014);
- заявителя в лице ООО "Уральский Монолит" Дмитриевой Д.А. (доверенность Nб/н от 21.08.2014),
- заинтересованных лиц Новоселецкой Юлии Владимировны ООО "Линкор" (доверенность Nб/н от 21.08.2014), ООО "ОлдСервис" Карманова Александра Валерьевича (доверенность от 02.06.2014 года);
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Уральский Монолит" (вх. 01-16096 от 14 августа 2014 года) о нарушении заказчиком в лице Администрации Сысертского городского округа при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение на 270 мест по адресу: Свердловская область, Сысертский район, поселок Бобровский, улица Калинина, 1 а" (извещение N 0162300054214000072), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявители указали следующее:
- в пп. 2.3 п. 2 части 2 раздела 21 информационной карты документации об аукционе заказчиком не указаны конкретные документы, подтверждающие соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе) заказчиком в документации об аукционе не установлены календарные даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе;
- в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен конкретный размер обеспечения;
- в нарушение положений Закона о контрактной систем и Гражданского кодекса РФ, заказчиком установлена обязанность по возврату денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком письменного требования подрядчика;
- в информационной карте документации об аукционе и проекте контракта указаны разные сроки действия контракта, а именно в проекте контракта, по мнению заявителя, определен более широкий срок действия контракта "с момента его подписания Сторонами до полного их исполнения Сторонами";
- в разделе 10 технического задания имеется ссылка на приложенный генплан, вместе с тем, данный генплан отсутствует в составе аукционной документации;
- в п. 15 технического задания указаны ссылки на СанПиН, СНиП утратившие юридическую силу;
- в п. 28 технического задания неправомерно установлено требование о согласовании перечня поставляемого товара (технологически не монтируемого оборудования);
- п. 14 и п. 29 технического задания, по мнению заявителя, противоречат друг другу, лишая возможности сделать вывод о реальном объеме работ и размере затрат подрядчика;
- в п. 30 технического задания, по мнению заявителя, неправомерно установлено требование о согласовании привлечения субподрядных организаций с заказчиком;
- в п. 33 технического задания заказчиком неправомерно установлена обязанность о "Выполнении временных присоединений коммуникаций на период производства работ на строительной площадке и вновь построенных коммуникаций в точках подключения, заключение договоров на временное водо-, электро-, теплоснабжение, телефонизацию на период строительства";
- в приложении N1 к техническому заданию содержится перечень медицинских изделий, вместе с тем, в требованиях к содержанию второй части заявки отсутствуют требования о предоставлении копий регистрационных удостоверений на мед. изделия, а также по мнению заявителя, включение в один лот медицинских изделий с объектом закупки, является ограничением конкуренции;
- отсутствует информация о реквизитах документов, на основании которых выполнен расчет начальной максимальной цены контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, так как считают, что действия заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30.07.2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300054214000072 на "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение на 270 мест по адресу: Свердловская область, Сысертский район, поселок Бобровский, улица Калинина, 1 а".
Начальная (максимальная) цена контракта - 84502595,00 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
На основании вышеизложенного, в п. 1 раздела 21 информационной карты документации об аукционе установлено требование к первой части заявки, а именно:
1.1. согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
1.2. конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения или наименование производителя
предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели, промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Характеристики объектов, предлагаемых для выполнения работ, содержатся в техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии с со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В соответствии с со ст. 11 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" целями стандартизации являются:
обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико- статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, заказчик в тексте документации (приложение N 1 к Техническому заданию) использовав иные показатели, требования, обозначения и терминологию "через удобную воронку", "яркие сочные тона" в пп. 1, 2, 3,4, 14 раздела "Детская мебель" приложения N 1 к Техническому заданию, но при этом в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе никак не обосновал необходимость их использования.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, в разделе 27 информационной карты документации об аукционе указано, что "разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросу любого участника закупки, в порядке, предусмотренном в ч. 4 ст. 65 закона N 44-ФЗ". Таким образом, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, заказчиком в документации об аукционе не установлены конкретные календарные даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В разделе 28 информационной карты документации об аукционе размер обеспечения исполнения контракта установлен с нарушением, а именно в указании имеется техническая опечатка в тексте - "10 % (десять) процентов от начальной (максимальной) цены контракта указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме 16 350 000,00 (четыреста пятьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят семь) рублей 34 копейки".
В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Во исполнение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, заказчик в п. 9.5. проекта контракта указал: "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются лицу, с которым заключается контракт, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя по реквизитам, указанным Исполнителем в письменном требовании".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, заказчиком исполнена обязанность об указании в проекте контракта обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Относительно, довода жалобы, о том, что в информационной карте документации об аукционе и проекте контракта указаны разные сроки действия контракта, а именно в проекте контракта, по мнению заявителя, определен более широкий срок действия контракта "с момента его подписания Сторонами до полного их исполнения Сторонами", Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В статье 425 Гражданского кодекса РФ дано понятие термину - действие договора:
"Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение".
Договор согласно п. 3 ст. 420 и п. 2 ст. 307 ГК РФ является основанием возникновения и последующего существования обязательств.
В силу обязательства согласно п. 1 ст. 308 ГК РФ в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к остальным этим лицам.
В соответствии со ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
В статье 708 Гражданского кодекса РФ применительно к обязательству по выполнению работы указано, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На основании вышеизложенного, применительно к выполнению работ, имеет юридическое значение срок исполнения обязательства.
Таким образом, для определения срока действия договора для исчисления срока действия банковской гарантии заказчиком применены нормы ст. 708 Гражданского кодекса РФ, а в проекте контракта в соответствие со ст. 314 и ст. 425 ГК РФ указано действие договора.
Относительно доводов об указании в документации об аукционе ссылок на СанПиН, СНиП утратившие юридическую силу, Комиссия УФАС по Свердловской области отмечает, в том случае если для определения требований к качеству выполняемых работ, Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе установлены требования к товарам, использующимся в ходе выполнения работ, со ссылками на недействующие ГОСТы, СанПиН, СНиП, то, соответственно, и товары должны быть поставлены, работы выполнены в соответствии с указанным ГОСТам, СанПиН, СНиП.
Относительно неправомерности установления требование о согласовании привлечения субподрядных организаций с заказчиком, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:
Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора (п. 2 ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком (п. 4 ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно ч. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
При этом, начальная (максимальная) цена контракта аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение на 270 мест по адресу: Свердловская область, Сысертский район, поселок Бобровский, улица Калинина, 1 а" (извещение N 0162300054214000072) з - 84502595,00 руб.
Таким образом, обязанность указания сведений предусмотренных ч. 23, ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе у заказчика отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение данного Закона. Статья 31 Закона о контрактной системе не предусматривает возможности установления условия о согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков. Кроме того, в п. 1 ст. 706 ГК РФ указано, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования, а именно медицинских изделий, Комиссией установлено следующее.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
Таким образом, включение в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования, а именно медицинских изделий, для функционирования единого объекта "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение" возможно.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2006 года N735 (далее - Регламент) регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В пп. 2.3 п. 2 части 2 раздела 21 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено требование, о предоставлении в составе второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены такие требования к работам, за исключением когда указанные документы могут быть переданы заказчику только в момент передачи результата выполненных работ.
Но вместе с тем, заказчик не конкретизировал, какие именно документы должны быть представлены. Так как в составе лота имеются медицинские изделия, соответственно, во второй части заявки заказчик обязан установить требование о предоставлении во второй части заявки копий регистрационных изделий на медицинские изделия, предлагаемые к поставке.
Таким образом, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя, о неправомерности установления требования в п. 28 технического задания о согласовании перечня поставляемого товара (технологически не монтируемого оборудования), Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе участник закупки указывает в первой части заявки все необходимые характеристики объекта закупки, соответственно, дополнительное согласование перечня поставляемого товара (технологически не монтируемого оборудования) не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя, о неправомерности установления обязанности о "Выполнении временных присоединений коммуникаций на период производства работ на строительной площадке и вновь построенных коммуникаций в точках подключения, заключение договоров на временное водо-, электро-, теплоснабжение, телефонизацию на период строительства", Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии со 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги.
Оплата предоставленных заказчиком услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда.
В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная. В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов заявителя о нарушении заказчиком порядка оформления обоснования начальной цены контракта (применении неверного метода) Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 8-9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ, порядок их осуществления на местном уровне регламентируется муниципальными правовыми актами местных администраций. Соответственно, в данной части жалоба рассмотрению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Уральский Монолит" признать обоснованной в части отсутствия указания конкретных документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствия в документации об аукционе календарных даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе; наличия ошибки при указании конкретного размера обеспечения исполнения контракта; отсутствия размещенного генплана, при имеющееся ссылки на данный документ в документации об аукционе; неправомерного установления требований о согласовании перечня поставляемого товара (технологически не монтируемого оборудования); неправомерного установления требований о согласовании привлечения субподрядных организаций с заказчиком; отсутствие к содержанию второй части заявки отсутствуют требования о предоставлении копий регистрационных удостоверений на мед. изделия.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Сысертского городского округа признать нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 8 ч. 1 ст. 64, п. 11 ч. 1 ст. 64, п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Сысертского городского округа выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены Комиссии
О.В. Литяева
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 августа 2014 г. N 1269-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2014