Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июня 2014 г. N 921-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Анисимова Р.Г. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Мурашко Е.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Арамильского городского округа - Вагапова Р.Р. (доверенность от 25.06.2014 г.),
- заявителя в лице ООО "Линкор" - Пака С.Ф. (доверенность от 20.06.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Линкор" (620036, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 101, оф. 1235) (вх. N 01-11270 от 17.06.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Арамильского городского округа (624001, Свердловская обл., Сысертский р-н, г. Арамиль, ул. 1 Мая, 12), аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N3 "Родничок" по улице Рабочая, 118 на 350 мест в городе Арамиль Свердловской области (извещение N 0162300044114000016) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Линкор" (вх. N 01-11270 от 17.06.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Арамильского городского округа, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N3 "Родничок" по улице Рабочая, 118 на 350 мест в городе Арамиль Свердловской области (извещение N 0162300044114000016), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Линкор" указал, что в перечне основных используемых товаров с качественными характеристиками при выполнении работы (приложение N2) между пунктами 34 и 35 указаны технические характеристики неизвестного (без наименования) товара; заказчик устанавливает необъективные и противоречащие стандартам требования, так как по нормам ГОСТ 1412- 85 плотность серого чугуна марки СЧ10 равна 6,5x103 кг/м3, пунктом 14.4.8 ГОСТ 28013-98 установлено, что содержание зерен песка размером более 2,5 мм для штукатурных растворов и более 1,25 мм для облицовочных и штукатурных накрывочных растворов не допускается"; заказчик разместил аукционную документацию без учета изменений, определенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, а именно: в пункте 4.2. установлено, что участник закупки должен соответствовать следующим требованиям о правомочности участника закупки заключать контракт; дата и время окончания подачи заявок в извещении на официальном сайте и положениях документации не совпадает.
На заседании комиссии представитель заявителя ООО "Линкор" устно заявил ходатайство не рассматривать содержащиеся в жалобе доводы и оговорил новые доводы жалобы, попросив их рассмотреть. В озвученных доводах жалобы оговорил, что заказчик разместил аукционную документацию без учета изменений, внесенных в Закон о контрактной системе (в пункте 4.2. установлено, что участник закупки должен соответствовать следующим требованиям о правомочности участника закупки заключать контракт); дата и время окончания подачи заявок в извещении на официальном сайте и положениях документации не совпадает; в ряде позиций, в том числе п. 26 приложения 2 документации об аукционе установлено требование соответствия ГОСТ 26633-91, указанный ГОСТ утратил силу действия на территории Российской Федерации; установленное требование о наличии свидетельства о допуске к работам со стоимостью объекта по одному договору до 500 миллионов рублей ограничивает круг участников закупки; добавил в состав лота перечень оборудования, что нарушает описание объекта закупки в соответствии с требования Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
06.06.2014 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300044114000016 и документация об аукционе в действующей редакции от 24.06.2014 г., на момент рассмотрения жалобы изменения вносились 11.06.2014 г., 23.06.2014 г. и 24.06.2014 г. Начальная максимальная цена контракта составила 175396060 рублей 00 копеек.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 4 информационной карта документации об аукционе установлено, что предметом аукциона является реконструкция здания дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N3 "Родничок" по улице Рабочая, 118 на 350 мест в городе Арамиль Свердловской области.
Частью 2 задание на аукцион документации об аукционе установлен перечень основных используемых товаров (материалов и технического оборудования) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ (Приложение N2). Пунктом 26 установлены характеристики бетона ГОСТ 26633-91, в том числе, максимальные, минимальные, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещении, опубликованном на официальном сайте, содержится проектная документация, которой установлено применение бетона в соответствии с ГОСТ 26633-91, а также имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, которое получено от 22.11.2013 г.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1975-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г. Пунктом 3.1 и 3.2 вышеуказанного ГОСТ установлено, что требования настоящего стандарта следует соблюдать при разработке новых и пересмотре действующих стандартов и технических условий, проектной и технологической документации на сборные бетонные и железобетонные изделия (далее - изделия) и монолитные конструкции (далее - конструкции). Бетоны следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также с требованиями проектной и технологической документации, стандартов и технических условий на конструкции и изделия конкретных видов, утвержденных в установленном порядке.
Таким образом, описание объекта закупки соответствует требованиям части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как проектная документация и полученное положительное заключение экспертизы не могли содержать информацию о ГОСТ 26633-2012, вступившим в действие с 2014 г.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего документы и информацию:
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктом 17 информационной карты документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
8) копия свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., пункта 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство"
(стоимость объекта по одному договору до 500 миллионов рублей).
Таким образом, требование подпункта 8 пункта 17 информационной карты документации об аукционе установлено в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 175396060 рублей 00 копеек и не превышает 500 миллионов рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
Вместе с тем, редакцией от 11.06.2014 г. в извещение и аукционную документацию внесены изменения объекта закупки в части его описания, так как к заявленному объекту аукциона на выполнению работ по реконструкция здания дошкольного образовательного учреждения добавлен перечень поставляемых товаров (технологическое не монтируемое оборудование) с качественными характеристиками, при этом начальная (максимальная) цена контракта осталась неизменной.
Таким образом, заказчик в нарушение части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе изменил предмет закупки, включив в состав лота перечень оборудования, который в редакции извещения от 06.06.2014 г. отсутствовал.
В соответствии с частью 1статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с "законодательством" Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с "законодательством" Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 4.2 документации об аукционе установлено требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Извещением о проведении закупки, размещенным на официальном сайте в действующей редакции и пунктом 20 информационной карты документации об аукционе установлена дата и время окончания срока подачи заявок, а именно: 09 час.00 мин. 08.07.2014 г. и 09 час. 00 мин. 23.06.2014 г. соответственно.
Таким образом, заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе в нарушение части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, так как с даты размещения изменений в единой информационной системе до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе срок составил менее пятнадцати дней.
Согласно части 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Линкор" признать обоснованной в части установления срока окончания подачи заявок на участие в аукционе, установления требования о правомочности участника закупки заключать контракт и изменения предмета закупки, путем включения в состав лота перечня оборудования.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Арамильского городского округа признать нарушение части 1 статьи 31, части 6 стать 63, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Арамильского городского округа выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2, ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии Р.Г. Анисимов
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июня 2014 г. N 921-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2014