Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 августа 2014 г. N РЗ-163/14
Резолютивная часть решения оглашена "19" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2014 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель -руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупоки антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
в присутствии представителя администрации Первомайского района Тамбовской области,
в отсутствие представителя ООО "ЭвитаЛюкс", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - ООО "ЭвитаЛюкс" (далее - Заявитель) на действия администрации Первомайского района Тамбовской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0164300018314000112 и проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Первомайского района Тамбовской областиопубликовала11.07.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки) http://etp.roseltorg.ru извещение N0164300018314000112о проведении электронного аукциона на право заключения контракта, на выполнение работ по объекту: "Строительство комплекса по производству и переработке мясаптицы (индейки) в Первомайском районе Тамбовской области.Подъезд к доращиванию 1, доращиванию 2".
Начальная (максимальная цена) контракта - 52 585 860 рублей.
ООО "ЭвитаЛюкс", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В своей жалобе ООО "ЭвитаЛюкс" указывает, что в проекте контракта заказчик неправомерно завысил размеры штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что не позволило ему принять участие в аукционе.
Представитель на рассмотрении жалобысообщил, что в проекте контракта была допущена техническая ошибка, в результате чего ошибочно указаны размеры штрафа не соответствующие Закону о контрактной системе
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Пунктом 4 данного постановления установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: - 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке - 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Таким образом, по рассматриваемой закупке размер обозначенных штрафов для заказчика должен составлять 1,5 % цены контракта, и для подрядчика - 1% цены контракта, т.к. начальная максимальная цена контракта составляет 52 585 860 рублей.
Однако, в пунктах 9.1 и 9.2.2 проекта контракта указанной закупки установлены размеры штрафов для подрядчика- 10% от цены контракта, а для заказчика - 2,5% цены контракта, что является нарушением ч. 5, ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из содержания и смысла извещения и проекта контракта усматривается, чтоЗаказчиком установлено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: "Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25% от цены контракта".
Однако в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе в проект контракта не включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, при установлении указанного условия к подрядчику Заказчик допустил нарушение ч. 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, которой установлено что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 30 Закона о контрактной системе предусматривает требования к подрядчику о выполнении рассматриваемого условия, однако в извещении указано о предоставлении преференции. Отмеченное противоречие в документации об аукционе вводит в заблуждение участников закупки, так как может быть воспринять как необязательное для исполнителя контракта условие.
3. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязательным условием в отношении участников закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона контрактной системе в закупке могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о закупках условий, предусмотренных действующим законодательством, обеспечивает исключение из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям.
Данные положения Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком.
Так, в силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, помимо организации и координации самой работы, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности и несет ответственность за качество работы и соответствие требованиям проектной документации.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организации свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом N 624 от 30.12.2009 Министерства регионального развития РФ (далее-Перечень), установлена необходимость наличия допуска СРО.
Из положений документации об аукционе, а также приложенных к ней проектов однозначно следовало, что подрядчику надлежало выполнить работы по строительству автомобильной дороги.
Администрацией Первомайского района Тамбовской области в документации об аукционе было установлено требование наличия у участников закупки Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, позволяющее заключать участнику размещения закупки договора по цене, предложенной участником размещения закупки в ходе электронного аукциона.
Однако, заказчик в документации об аукционе не указал конкретно на какие виды работ, включенные в Перечень, участники закупки должны представить свидетельство о допуске, что в свою очередь может привести к необоснованному допуску к участию в закупке, а также последующему заключению контракта с лицом, не отвечающим требованиям действующего законодательства в сфере градостроительства.
4. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В пункте 10.4 проекта контракта Заказчик установил следующее: "Денежные средства возвращаются Подрядчику, с которым заключается контракт при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту после получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика, но не ранее 5 (пяти) банковских дней со дня исполнения обязательств по контракту; денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным Подрядчиком в письменном требовании".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установление Заказчиком в проекте контракта срока возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта - "не ранее 5 (пяти) банковских дней со дня исполнения обязательств по контракту",фактически не позволяет определить точный период времени, который может быть квалифицирован в качестве надлежащего срока возврата денежных средств, что в свою очередь может привести к нарушению законных прав и интересов подрядчика.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭвитаЛюкс"обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, часть 6 статьи 30,пункт 1 части 1 статьи 31, часть 5 и 8 статьи 34, часть 27 статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
|
|
|
В.В. Иванов
К.Г.Харитонова
|
Исп.: Иванов В.В., тел. 72-73-44 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 августа 2014 г. N РЗ-163/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2014