Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 августа 2014 г. N 03-10/123-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; |
при участии представителей:
- заявителя - ООО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского" Зайцева Даниила Викторовича (доверенность N01-07/12/2231 от 11.08.2014),
- заказчика и аукционной комиссии - главного врача ОГБУЗ "Чаинская районная больница" Еничевой Елены Анатольевны (распоряжение от 10.12.2010 N231-р, доп.соглашение к трудовому договору от 26.12.2013),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/123-14, возбужденное по жалобе ООО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского" на действия заказчика ОГБУЗ "Чаинская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека (ФСИЗОД) для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чаинская районная больница" (Извещение N0365300039614000057 от 30.07.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось (вх.6036 от 07.08.2014) ООО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского" с жалобой на действия заказчика ОГБУЗ "Чаинская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека (ФСИЗОД) для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чаинская районная больница", нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
Заявитель сообщает, что заказчик установил в документации об электронном аукционе требования, нарушающие ст.8, ст.33 Закона 44-ФЗ, и приводящие к необоснованному ограничению числа участников закупок, а именно:
В ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги потребностям заказчика.
1. Заказчиком установлены технические характеристики ко времени защитного действия КФП (коробки фильтрующе-поглощающей) по указанным опасным химическим веществам и именно по результату проведения испытания "после климатического старения":
Динамическая активность КФП при СО - (5,0_0,5) мг/дм3, г:
- по хлорциану (после климатического старения) - 6
- по синильной кислоте (после климатического старения) - 10
Для того, чтобы подтвердить соответствие противогаза заявленным свойствам, а также убедиться в его безопасности, требуется проведение испытаний. Ход этих испытаний, применяемые методики, использованное оборудование и результаты оформляются в виде протокола испытаний.
В соответствии со ст.26 Федерального закона "О техническом регулировании" протокол испытаний - это документ, которым аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты уже проведенных исследований (испытаний) и измерений, на основании которых, орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Заявитель сообщает, что ни один из существующих сертификатов не содержит указание на протокол испытаний "после климатического старения". Следовательно, ни один из участников электронного аукциона не сможет в законном порядке подтвердить соответствие показателям характеристику "после климатического старения".
Заявитель указывает на то, что в силу пп.5.4.4, 5.4.6, 7.1 ГОСТ Р 51000.3-96 "Общие требования к испытательным лабораториям" (утв. постановлением Госстандарта России от 29.02.1996 N137), полученная в ходе исследований информация является конфиденциальной. Юридически результаты лабораторных испытаний принадлежат в равной степени - как заказчику, так и лаборатории. Поэтому на опубликование результатов испытаний, в том числе на предъявление протокола испытаний третьим лицам, должно быть получено согласие каждой из сторон (лаборатории и заказчика испытаний). В противном случае предусматривается персональная ответственность за разглашение данных сведений.
Таким образом, возможное предъявление участником электронного аукциона протокола проведения испытаний "после климатического старения" в подтверждение соответствия противогаза по установленным показателям будет являться грубым нарушением законодательства РФ.
Исходя из изложенного, заявитель делает вывод, что установленное в техническом задании требование к техническим характеристикам ко времени защитного действия КФП (коробки фильтрующе-поглощающей) по указанным опасным химическим веществам, а именно, по результату проведения испытания "после климатического старения" является невыполнимым.
Установление в аукционной документации невыполнимых требований не позволяет претендентам на участие в электронном аукционе однозначно определить потребности Заказчика, делает невозможным подготовку заявки на участие в аукционе, соответствующую требованиям документации, чем напрямую нарушают законные права и интересы участника закупки, ограничивая его участие в аукционе в электронной форме.
2. Заказчик установил технические характеристики к корпусу фильтрующе-поглощающей коробки, который должен быть изготовлен из ударопрочного и термостойкого пластиката и упакован вакуумным способом.
Заявитель сообщает, что в настоящее время на рынке СИЗОД производятся противогазы, в комплект которых входит ФПК 2-х видов - в пластиковом или в металлическом корпусе. Производство противогазов в комплекте с ФПК в металлическом корпусе осуществляется несколькими заводами на территории Российской Федерации и занимает большую часть товарного рынка: ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д.Зелинского" г. Электросталь, ОАО "Сорбент: г. Пермь и ОАО "Тамбовмаш" г. Тамбов.
Установленные заказчиком, ниже перечисленные требования в их совокупности, соответствуют только противогазу гражданскому ГП-7Б (ВМБ), производства ООО "Бриз-Кама", город Владимир, а именно:
время защитного действия КФП при воздействующих концентрациях (C0) веществ (мг/дм3), мин, не менее: по декану (аналог ФОВ) (C0=0,05) 1600; по изобутану (C0=6,0) 40;
обеспечение защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека от действия низкокипящих органических малосорбирующихся веществ;
корпус фильтрующе-поглощающей коробки должен быть изготовлен из ударопрочного и термостойкого пластиката.
Заявитель указывает на ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ, согласно которой запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона 44-ФЗ, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель считает, что перечисленные действия заказчика имеют своим результатом ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупок и ущемление интересов ОАО "ЭХМЗ им.Н.Д. Зелинского", что нарушает п.1 ч.1 ст.33 и ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ.
Заявитель просит: приостановить процедуру проведения электронного аукциона (извещение о проведении электронного аукциона 0365300039614000057 от 30.07.2014) до вынесения решения по существу; провести внеплановую проверку действий заказчика при размещении информации о проведении электронного аукциона (в частности, соответствие установленных заказчиком, требований к функциональным и качественным характеристикам противогазов действующему законодательству); при выявлении нарушений в результате проведения внеплановой проверки выдать заказчику предписание об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подтверждение доводов жалобы представитель заявителя предъявил Комиссии Томского УФАС России: материал по анализу рынка гражданских и военных противогазов, предоставленный ЗАО "Химконверс" в 2013 году в ФАС России, сертификаты соответствия всех противогазов гражданских фильтрующих, с перечнем их характеристик, сравнительную таблицу технических характеристик противогазов гражданских фильтрующих.
В письменном пояснении на жалобу заказчик ОГБУЗ "Чаинская районная больница" (вх.6096 от 11.08.2014), а также в ходе рассмотрения дела N03-10/123-14 представитель заказчика сообщил, что считают доводы жалобы необоснованными, ввиду следующего:
В силу ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе - должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. Определяющим фактором при установлении требований к товару является определение соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Заказчик считает, что Закон 44-ФЗ не предусматривает ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
1. Требование к динамической активности КФП по указанным тест-веществам установлено заказчиком, исходя из потребностей в обеспечении гарантий защитных свойств противогазов гражданских при нахождении их на длительном хранении - в течение гарантийного срока хранения (в период "после климатического старения").
Заказчик сообщает, что закупаемые им противогазы гражданские относится к классу ОКП 30 27 (снаряжение специализированное для аварийно-спасательных работ) и не подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации, так как данная продукция не числится в "Едином перечне продукции подлежащей обязательной сертификации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N982.
Заказчик указывает, что требование к обязательному предоставлению сертификатов соответствия на поставляемый товар им не установлено.
Заказчик сообщает, что в соответствии с ч.3 ст.94 Закона 44-ФЗ для проверки соответствия поставленного товара условиям технического задания и контракта будет проведена экспертиза, в ходе которой будет проанализирована, в том числе, сопроводительная документация, подтверждающая соответствие товара условиям контракта.
Заказчик указывает, что показатели динамической активности "после климатического старения" могут быть подтверждены не только сертификатом соответствия, как утверждает заявитель жалобы, но и такими документами, как паспорт на партию; выписка из технических условия производителя; протокол испытаний аккредитованной, в соответствии с законодательством РФ, лаборатории производителя, свободным от прав третьих лиц (независимых лабораторий).
Заказчик сообщает, что в ходе анализа рынка на этапе подготовки аукционной документации было выявлено, что как минимум две модификации фильтрующе-поглощающих коробок противогазов гражданских могут обеспечить указанные в документации аукциона требования к динамической активности "после климатического старения" - это ФПК ГП-7БК и ФПК - ГП-7КБ.
2. В ходе анализа рынка на этапе подготовки аукционной документации, к поставке были выбраны противогазы гражданские оснащенные ФПК в корпусах из ударопрочного и термостойкого пластика, так как они обладают рядом существенных для заказчика преимуществ, таких как: уменьшение общего веса противогаза за счет меньшей массы корпуса из пластика, отсутствие возможности коррозии корпуса при хранении и обратимая деформация материала, благодаря которой, исключается вероятность создания условий для проникновения воздуха вдоль стенок корпуса. Также, анализ рынка противогазов гражданских показал, что как минимум, два предприятия (ОАО "Арти-Завод" и ООО "Бриз-Кама") в Российской Федерации осуществляют выпуск ФПК противогазов гражданских в корпусах из пластика, реализацией продукции указанных предприятий занимается множество хозяйствующих субъектов.
ФПК в корпусах из металла не обладают вышеперечисленными, значимыми для заказчика свойствами (подвержены коррозии, увеличивают общую массу противогаза и др.), поэтому их поставка не предусмотрена документацией аукциона.
В части установки требований ко времени защитного действия, заказчик руководствовался "Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной врасти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями", утвержденными 27.04.2012 Минэкономразвития России и 23.03.2012 МЧС России.
Методическими рекомендациями предписано, что выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера, развивающихся по наиболее опасным сценариям, а так же с учетом особенностей их использования для разных категорий населения и медицинских противопоказаний. При этом средства индивидуальной защиты должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам. Таким образом, методические рекомендации предполагают осуществление закупки средств индивидуальной защиты (в т.ч. противогазов гражданских) на основе учета всех факторов и особенностей возможного развития чрезвычайных ситуаций, характерных для конкретного региона в современных условиях.
Заказчик сообщает, что руководствуясь вышеупомянутыми нормативными документами, потребностью заказчика, вытекающей из учета всех факторов особенностей возможного развития ЧС, характерных для региона заказчика, установлены требования к времени защитного действия по отравляющим веществам при стандартных концентрациях: - изобутан (СО = 6,0) - тест-вещества по группе органических газов и паров с температурой кипения ниже 650с (низкокипящие органические малосорбирующие вещества); - декан (СО = 0,05) - аналог фосфорорганических отравляющих веществ, в том числе таких, как широко распространенные, зарин и зоман.
Заказчик сообщает, что в ходе анализа рынка на этапе подготовки аукционной документации, было выявлено, что как минимум две модификации фильтрующе-поглощающих коробок противогазов гражданских могут обеспечить указанные в документации аукциона требования к динамической активности "после климатического старения" - это ФПК ГП-7БК и ФПК - ГП-7КБ.
Дополнительно заказчик сообщил, что ч.4 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N379 "О накоплении, храпении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" предусмотрено, что номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендации МЧС России и Минэкономразвития России, исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. Предписания Постановления Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N379 заказчиком были выполнены.
Вышеупомянутые требования установлены потому, что заказчику необходимы не любые противогазы гражданские, а имеющие конкретно-определенные характеристики, позволяющие однозначно обеспечить потребность заказчика. Таким образом, данные требования не влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона. Фактор первенства права потребности заказчика обоснован тем, что основной задачей Закона 44-ФЗ, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников (как то трактует заявитель) при определении поставщика в ходе проведения закупки, сколько выявление в результате конкурентной процедуры лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и удовлетворения потребности заказчика в товаре. Поэтому включение в документацию закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям и требованиям закона, не может рассматриваться как ограничение количества участников.
В целях доказательств потребности в поставке товара, представитель заказчика представил в Комиссию Томского УФАС предписание Главного управления МЧС России по Томской области от 05.06.2014 N90 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изучив доводы жалобы ООО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского", заслушав представителей заявителя жалобы, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365300039614000057 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 30.07.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 799 100 руб.
Заказчик - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Чаинская районная больница".
Предмет аукциона: Поставка фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека (ФСИЗОД) для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чаинская районная больница".
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В силу ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Изучив документацию электронного аукциона, Комиссия Томского УФАС России установила, что обжалуемые требования к техническим характеристикам ФСИЗОД, заказчик установил в техническом задании из раздела III "Техническая часть документации об электронном аукционе на поставку фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека (ФСИЗОД) для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чаинская районная больница", а именно:
Время защитного действия КФП, при воздействующих концентрациях (С0) веществ (мг/дм3), мин |
не менее: 40 |
|
по хлорциану (после климатического старения) |
(С0=5,0) |
|
по синильной кислоте (после климатического старения) по аналогу ФОВ Декану |
(С0=5,0) (С0=0,05) |
45 |
1600 |
1)
2) Совокупность требований, указывающих, по мнению заявителя жалобы, на продукцию ГП-7Б (ВМБ) конкретного производителя ООО "Бриз-Кама" (г. Владимир):
- время защитного действия КФП при воздействующих концентрациях (C0) веществ (мг/дм3), мин, не менее: по декану (аналог ФОВ) (C0=0,05) не менее 1600 мин; по изобутану (C0=6,0) не менее 40 мин;
- обеспечение защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека от действия низкокипящих органических малосорбирующихся веществ;
- корпус фильтрующе-поглощающей коробки должен быть изготовлен из ударопрочного и термостойкого пластиката.
Право заказчика на выбор установленных в техническом задании требований, подтверждается постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N379 "О накоплении, храпении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", в котором предусмотрено, что номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендации МЧС России и Минэкономразвития России, а также "Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной врасти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями", утвержденными 27.04.2012 Минэкономразвития России и 23.03.2012 МЧС России.
Изучив обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Томского УФАС России установила, что основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен являются три коммерческих предложения поступившие от поставщиков, полученные в ответ на запросы заказчика:
1. ООО "ЦП и НТ "Пирант-Алтай", исх.N63/6 от 24.06.2014.
2. ООО "Линия Безопасности", исх.N389 от 24.06.2014.
3. ЗАО "Пирант-Сервис", исх.N689/01 от 23.06.2014.
Изучив протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0365300039614000057 от 08.08.2014, Комиссия Томского УФАС России установила, что на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки, при этом, в трех из них, были предложены гражданские противогазы:
4. ГП-7БВ - российского производства без указания производителя.
5. ГП-7Б - производитель ООО "Бриз-Кама".
6. ГП-7Б - поставщик ООО "Торговый дом Бриз".
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N0365300039614000057 от 12.08.2014 аукцион состоялся и наиболее низкую цену контракта предложило ЗАО "Пирант-Сервис" (г. Томск) - поставщик, а не производитель товара.
Учитывая 6 фактических предложений к поставке противогазов гражданских с установленными заказчиком характеристиками, а также то, что в силу п.4 ст.3 Закона 44-ФЗ, участник закупки это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то есть, участие в электронном аукционе не ограничено только производителями товара, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии ограничения участия в электронном аукционе в результате установления заказчиком указанных в жалобе требований к товару.
Внеплановая проверка материалов электронного аукциона на поставку фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека (ФСИЗОД) для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чаинская районная больница" (Извещение N0365300039614000057 от 30.07.2014), иных действий заказчика и аукционной комиссии, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.31, ст. ст.64, 66, ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского" на действия заказчика ОГБУЗ "Чаинская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека (ФСИЗОД) для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чаинская районная больница" (Извещение N0365300039614000057 от 30.07.2014) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
|
|
Гайдамович И.П. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 августа 2014 г. N 03-10/123-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2014