Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 25 августа 2014 г. N 03-10/132-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе:
председателя комиссии: |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок, |
членов комиссии: |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок, |
|
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
|
Гламаздиной Д.С., |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
|
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии представителя заказчика Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Демьянович Марии Николаевны (доверенность N11 от 21.08.2014),
в отсутствии заявителя ООО ФК "Фармакоппола" уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N03-10/132-14 (исх.ЛУ/5436 от 21.08.2014),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) жалобу ООО ФК "Фармакоппола" на действия заказчика ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона "Поставка антибиотиков" (Извещение N0365100014814000119 от 12.08.2014),
УСТАНОВИЛА:
21.08.2014 (вх.6339) в Томское УФАС России поступила жалоба от ООО ФК "Фармакоппола" на действия заказчика ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона "Поставка антибиотиков" (Извещение N0365100014814000119 от 12.08.2014), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
Заявитель считает, что заказчик установил в аукционной документации требования к товару, которые приводят к ограничению участия в электронном аукционе, а именно:
В техническом задании заказчик указывает требования к 8 лекарственным препаратам, подлежащим к поставке, среди которых:
1) Препарат МНН Цефтазидим (Порошок для приготовления раствора для внутримышечного и внутривенного введения 1 г, флаконы. Не должен быть противопоказан к использованию у беременных. Инструкция по применению не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином. Должен растворяться в воде для инъекций, в растворе лидокаина 0,5% или 1%.)
Заявитель сообщает, что на основании анализа официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru (Государственный реестр лекарственных средств), содержащего перечень торговых и международных непатентованных наименований, прошедших установленную регистрацию импортных и отечественных лекарственных средств, на территории Российской Федерации, по данному МНН зарегистрировано три торговых наименования. Но только одно из них (выпускается только ООО "АБОЛмед" ВицефR Россия) соответствует требованиям аукционной документации относительно показаний к применению и совместимости с гепарином, что подтверждается скриншотами с сайта ГРЛС.
2) Препарат МНН Цефепим (Порошок для приготовления раствора для внутримышечного и внутривенного введения 1 г. Должен быть показан в том числе для лечения перитонита, абсцессов брюшной полости, инфекционных осложнений панкреонекроза. Должен применяться без ограничений у детей старше 2 мес. Инструкция к применению не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином.)
Заявитель сообщает, что установленные заказчиком дополнительные требования к товару - "Должен применяться без ограничений у детей старше 2 мес. Инструкция к применению не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином", ограничивает количество участников закупки, поскольку с данными характеристиками выпускается единственный препарат единственным производителем Орхид Хелскэр (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) под торговым наименованием Эфипим.
Заявитель ссылается на совместное письмо Минэкономразвития России 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития России N8035-ВС и ФАС России N ИА/20555 от 31.10.2007 г. "О применении норм Закона о размещении заказов в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения" (далее - Совместное письмо), согласно которому при формировании лотов на поставку лекарственных средств заказчик не должен объединять лекарственное средство в один лот с другими лекарственными средствами, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование. Включение в лот лекарственных препаратов, технические характеристики которых косвенно указывают на одного единственного производителя, существенно ограничивает доступ субъектов фармацевтического рынка к участию в аукционах, что ведет к ограничению конкуренции.
Заявитель указывает на нарушение заказчиком требований:
ст. 33 Закона 44-ФЗ, в которой предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки;
п.6 ст.33 Закона 44-ФЗ, в соответствии с которым документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
пп.1, 2 ст.64 Закона 44-ФЗ, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель просит: рассмотреть жалобу на положения документации об электронном аукционе; приостановить закупку (извещение 0365100014814000119); вынести предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель заказчика поддержала доводы отзыва заказчика на жалобу ООО ФК "Фармакоппола", представленного ранее в письменном виде (вх.6369 от 22.08.2014) и в ходе рассмотрения дела N03-10/132-14 пояснила, что считает доводы жалобы заявителя необоснованными, а требования, содержащиеся в описании объекта закупки, не влекущими за собой ограничение количества участников закупки, а именно:
1) В отношении Цефтазидима заявитель указывает, что следующее описание объекта закупки "Не должен быть противопоказан к использованию у беременных. Инструкция по применению не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином" ограничивает конкуренцию и указывает на одно торговое наименование (препарат Вицеф, производитель ООО "АБОЛмед").
Заказчик считает утверждения заявителя недостоверными по следующим основаниям. Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств (www.grls.rosminzdrav.ru) в соответствии с международным непатентованным наименованием (далее-МНН) Цефтазидим зарегистрировано 41 торговое наименование и цефтазидимы без торгового наименования.
Описанию, опубликованному в аукционной документации, соответствуют и иные торговые наименования препарата, кроме указанного заявителем.
Согласно инструкции по медицинскому применению препарата с торговым наименованием Цефтазидим Каби (зарегистрирован 26.11.2010, ЛП -000057, производитель Фрезениус Каби Дойчланд ГмбХ) соответствует описанию объекта закупки, так как не содержит противопоказаний, связанных с беременностью, а лишь указание на то, что применение во время беременности допускается лишь в случае, если польза для матери превышает потенциальный риск для плода (подобные же ограничения указаны и в инструкции препарата Вицеф, на который ссылается заявитель, в отношении первого триместра беременности), в инструкции препарата Цефтазидим Каби не содержится указания на то, что препарат не совместим с гепарином. Аналогичные инструкции имеет и препарат Цефтазимид Сандоз (зарегистрирован 22.02.2011 NЛП-000361, производитель Сандоз ГмбХ). Подобное описание применения препарата при беременности не является противопоказанием к применению, так как противопоказание -это абсолютный запрет на применение препарата. Например, беременность в качестве противопоказания указана в препарате Цефтазимид, торговое наименование Орзид.
Заказчик считает, что основание заявителя для подсчета препаратов с торговыми наименованиями не понятны, так как в документации нет ограничений по предложению к поставке Цефтазидима без торгового наименования.
2) В отношении МНН Цефепим утверждения заявителя в отношении того, что включение в описание объекта закупки указания, что препарат должен применяться без ограничений у детей старше 2 мес. и инструкция не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином, ограничивает количество участников аукциона, так как этим описаниям соответствует только препарат с торговым наименованием Эфипим, не соответствует действительности.
Заказчик ссылается на данные Государственного реестра лекарственных средств (www.grls.rosminzdrav.ru) в котором в соответствии с МНН Цефепим зарегистрировано 33 торговых наименования. При этом описанию объекта закупки, включая возможность применения без ограничений у детей в возрасте от 2 месяцев и отсутствие в инструкции указания на несовместимость с гепарином, соответствует не только указываемый заявителем препарат Эфипим. Так, например возможность применения без ограничений у детей в возрасте от 2 месяцев и отсутствием указания на несовместимость с гепарином, содержится в инструкции препарата с торговым наименованием Максицеф, Максипин.
В целях обоснование закупки заказчик сообщил, что описание объекта закупки было произведено наиболее точно и четко характеризующее препараты, необходимые для осуществления медицинской деятельности заказчика, в том числе связанной с лечением беременных пациентов и детей в возрасте от 2-х месяцев.
Акушерское, инфекционное, урологическое и другие отделения СибГМУ проводят лечение беременных пациенток и в том числе для этой категории больных приобретаются цефтазидимы. Помимо этого в отделениях СибГМУ есть категория больных, получающих цефтазидимы - хирургические и терапевтические больные, получающие гепарин для лечения тромбозов, тромбофлебитов, тромбоэмболий и для лечения сочетанной с данными паталогиями инфекции им необходим антибиотик, совместимый с гепарином.
В отношении цефепима и установления в описании указания на то, что препарат должен применяться без ограничений для детей в возрасте от 2-х месяцев потребность СибГМУ именно в препарате с такими характеристиками обосновывается следующим.
Клиники СибГМУ являются многопрофильными, где проходят лечение, в том числе, дети и новорожденные, которым показан Цефепим. Для оказания качественной медикаментозной терапии пациентам данной категории, СибГМУ принято решение о закупке цефепимов, не содержащих ограничений по использованию для лечения детей в возрасте до 12 лет. Данное описание не повлекло за собой неправомерного ограничения количества участников аукциона.
Заказчик указывает, что ссылка заявителя на письмо Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д404, Минздравсоцразвития РФ N8035-ВС, ФАС РФ NИА/20555 от 31.07.2007 является необоснованной, так как разъяснения по порядку формирования лотов на поставку лекарственных средств давались в отношении закупок в рамках закупки лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который утратил силу с 01.01.2014. Кроме этого решением ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС -6122/12 данное письмо признано частично недействующим в части требований по формированию лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году.
Заказчик считает, что аукционная документация, извещение об электронном аукционе соответствуют требованиям ст.ст.33, 63, 64 Закона 44-ФЗ. Закупка лекарственных препаратов осуществляется по МНН. В соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273, весь товар, поставка которого является объектом закупки, имеет общее функциональное назначение и применяется в медицинской практике для лечения и профилактики заболеваний, вызванных микробными (бактериальными) патогенами. Таким образом, в аукционной документации не содержится нарушений ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО ФК "Фармакоппола" на действия ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России при проведении электронного аукциона на поставку антибиотиков (извещение N 0365100014814000119) необоснованной.
В подтверждение своих доводов и в качестве доказательства отсутствия ограничений участия в закупке, представитель заказчика предоставил в Комиссию Томского УФАС сведения из Государственного реестра лекарственных препаратов, инструкции по медицинскому применению препаратов, соответствующих требованиям документации на 68 листах.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, материалы электронного аукциона, заслушав мнение представителя заказчика, присутствовавшего в заседании по рассмотрению дела N03-10/132-14, Комиссия Томского УФАС России установила следующее:
Извещение N0365100014814000119 об открытом аукционе в электронной форме опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru 12.08.2014.
Аукцион проводится на сайте электронной площадки http://www.rts-tender.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 808 917 рублей.
Заказчик: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Предмет контракта: Поставка антибиотиков
В силу п.2 ст.42 Закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 настоящего Федерального закона. В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ установлен запрет на установление заказчиком при описании закупки требований к товарам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Изучив извещение о проведении электронного аукциона и документацию об аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что требования к характеристикам препаратов МНН Цефтазидим и МНН Цефепим заказчик установил в таблице технического задания Раздела III"Техническая часть документации об электронном аукционе для нужд Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации "Поставка антибиотиков", а именно:
МНН Цефтазидим - "порошок для приготовления раствора для внутримышечного и внутривенного введения 1 г, флаконы. Не должен быть противопоказан к использованию у беременных. Инструкция по применению не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином. Должен растворяться в воде для инъекций, в растворе лидокаина 0,5% или 1%";
МНН Цефепим - "порошок для приготовления раствора для внутримышечного и внутривенного введения 1 г. Должен быть показан, в том числе для лечения перитонита, абсцессов брюшной полости, инфекционных осложнений панкреонекроза. Должен применяться без ограничений у детей старше 2 мес. Инструкция к применению не должна содержать указаний на несовместимость с гепарином".
Изучив копии инструкций по применению препаратов и сведения из Государственного реестра лекарственных препаратов, представленные представителем заказчика, Комиссия Томского УФАС России установила, что:
МНН Цефтазидим - кроме препарата под торговым наименованием Вицеф ООО "АБОЛмед" ВицефR Россия, который, как указывает заявитель, является единственным торговым наименованием, установленным характеристикам соответствует также Цефтазидим Каби (зарегистрирован 26.11.2010, ЛП -000057, производитель Фрезениус Каби Дойчланд ГмбХ), Цефтазимид Сандоз (зарегистрирован 22.02.2011 NЛП-000361, производитель Сандоз ГмбХ), то есть требования заказчика указывают не на одно торговое наименование;
МНН Цефепим - кроме препарата под торговым наименованием Эфипим Орхид Хелскэр (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд), который, как указывает заявитель, является единственным торговым наименованием, установленным характеристикам соответствуют препараты с торговым наименованием Максицеф и Максипин, то есть требования заказчика указывают не на одно торговое наименование.
На основании установленного, а также учитывая то, участие в аукционе не ограничено только производителями лекарственных препаратов, а участником закупки может быть любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п.4 ст.3 Закона 44-ФЗ), Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии ограничений по участию закупке путем установления требований к характеристикам препаратов МНН Цефтазидим и МНН Цефепим.
Внеплановая проверка иных действий заказчика ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации по установлению требований в документации об электронном аукционе при проведении электронного аукциона "Поставка антибиотиков" (Извещение N0365100014814000119 от 12.08.2014), проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ст.33, ст.64. ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ФК "Фармакоппола" на действия заказчика ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона "Поставка антибиотиков" (Извещение N0365100014814000119 от 12.08.2014) необоснованной.
|
|
|
|
Председатель Комиссии |
|
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
|
Ураева Л.Р. |
|
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
|
Гламаздина Д.С. |
|
|
|
Гайдамович И.П. |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 25 августа 2014 г. N 03-10/132-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2014