Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 июля 2014 г. N 187-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АСНО" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" и МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени" при проведении электронного аукциона N АЭ-0616/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300000514000924) на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания по ул. 30 лет Победы, 95 корпус 2 (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 03.07.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. ст.105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 04.07.2014 г. N 455 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-0616/14 (N 0167300000514000924).
Как следует из жалобы, документация электронного аукциона N АЭ-0616/14 в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе не содержит обязательного требования к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС РФ на производству работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, учитывая, что контрактом предусмотрено выполнения указанного вида работ.
Уполномоченный орган и заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласились, факт нарушения требования Закона о контрактной системе не признали, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Согласно возражений указанных лиц, документация электронного аукциона N АЭ-0616/14
не противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку в силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, иных же требований к указанному лицу не содержится. Учитывая, что предметом аукциона (контракта) является выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, заказчиком установление требование о наличии свидетельства (СРО) допуске к выполнению работ по организации строительства (генерального подрядчика), что предполагает возможность привлекать иных лиц (субподрядчиков) для выполнения работ, подлежащих лицензированию.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов включены в состав работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее также - Положение о лицензировании).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ относятся к лицензируемым видам деятельности (п. 2).
Как усматривается из материалов дела, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-0616/14 в интересах муниципального заказчика - МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени" на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания по ул. 30 лет Победы, 95 корпус 2 с начальной (максимальной) ценой контракта 5 624 000, 00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 26.06.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000514000924.
В п. 1.5. разделе 1 документации об аукционе N АЭ-0616/14, поименованном как "Требования к содержанию и составу заявки" указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, с представлением копий соответствующих документов, если представление таких документов требования предусмотрены техническим заданием документации об электронном аукционе.
В этой связи, в. 32 раздела 2 Технического задания аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В п.33 перечислены виды работ, к производству которых у соискателя должны быть допуски, а именно работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): жилищно-гражданское строительство.
Вместе с тем, помимо выполнения строительных (ремонтных) работ, контрактом предусмотрено также выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации. Так, в разделе 31 локального сметного расчета (охранно-пожарная сигнализация), являющегося неотъемлемой частью технического задания аукционной документации, содержится перечень работ по монтажу и демонтажу охранно-пожарной системы (сигнализации). При этом, требование о наличии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ в аукционной документации не установлено.
Таким образом, предмет осуществляемой закупки, согласно аукционной документации, включает в себя выполнение работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, следовательно, уполномоченный орган, руководствуясь императивными нормами действующего законодательства, обязан был установить требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии МЧС.
При этом, Комиссия учитывает, что установленное гражданским законодательством право участника закупки привлечь для выполнения работ субподрядные организации, не предполагает возможности допуска такого участника закупки для участия в аукционе в случае его несоответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (предметом аукциона).
Кроме того, привлечение субподрядчиков, имеющих действующие лицензии МЧС, является правом генерального подрядчика, а не обязанностью и не позволяет выполнить обязательное требование, установленное именно к участнику закупки. В данном случае, законодательное ограничение числа участников закупки соответствует принципам обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок и обусловлено установлением единых требований к участникам закупки.
Учитывая вышеизложенное, действия уполномоченного органа нарушают требования п.1 ч. 1 ст. 31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части не установления в документации об аукционе N АЭ-0616/14 обязательного требования к участникам закупки о наличии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "АСНО" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" и МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени" при проведении электронного аукциона N АЭ-0616/14 (N 0167300000514000924) обоснованной.
2. Признать МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" нарушившим п.1 ч. 1 ст. 31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N АЭ-0616/14 (N 0167300000514000924).
3. Выдать МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения п.1 ч. 1 ст. 31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе N АЭ-0616/14 (N 0167300000514000924) и проведения указанной закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов, изложенных в настоящем Решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N АЭ-0616/14 (N 0167300000514000924).
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 июля 2014 г. N 187-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2014