Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 августа 2014 г. N 231-1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Шалабодова Д.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
заместителя начальника отдела Захарова Д.А.,
с участием представителей сторон:
от Комитета по инвестициям в области строительной деятельности администрации г. Тобольска (далее также - заказчик)- не явился, извещен надлежащим образом,
от администрации г. Тобольска (далее также - уполномоченного органа) - Науменко В.В., по доверенности,
от ООО "Архитектурно-строительная компания" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Архитектурно-строительная компания" на действия заказчика: Комитета по инвестициям в области строительной деятельности администрации г. Тобольска, уполномоченного органа: отдела муниципальных закупок администрации г. Тобольска при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки: 0167300000814000329) на разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Инженерное обеспечение площадки для жилищного строительства микрорайона "Центральный" в г. Тобольске (далее также - открытый конкурс, конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 04.08.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Копия жалобы направлена заказчику, уполномоченному органу. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте торгов www.zakupki.gov.ru.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 06.08.2014 г. N 544 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы конкурсная документация составлена с нарушениями действующего законодательства в части установления не стоимостных критериев оценки заявок.
Заявитель полагает, что в ходе оценки и сопоставления заявок на предмет наилучшего предложения по не стоимостным критериям члены конкурсной комиссии должны будут руководствоваться своим субъективным мнением, не подлежащим анализу.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, изложенных в письменных возражениях на доводы жалобы, в документации о закупке необходимо указывать используемые при определении поставщика критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика критериев, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов.
По мнению уполномоченного органа, во исполнение требований ст. 32 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Правила), в пункте 17.3 раздела 17 конкурсной документации отражен порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, порядок оценки по не стоимостному критерию оценки "квалификация участников конкурса", определенный в конкурсной документации, полностью соответствует Правилам.
Заказчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, возражения на жалобу не представил, представителя не направил.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу п. 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта" (п. 9 Правил).
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Из материалов дела следует, что п. 17.3 раздела 17 конкурсной документации содержит порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников конкурса - значимость критерия оценки 40%, включая показатели:
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (с приложением копий документов, подтверждающих квалификацию) (максимальное значение - 100 баллов) (значимость показателя - 15% ):
1-10 специалистов - 1-10 баллов;
11-30 специалистов - 21-60 баллов;
31 - и более специалистов - 61-100 баллов.
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (количество исполненных договоров (контрактов) по аналогичным видам работ за период с 2011 по 2013 годы (с указанием номеров реестровых записей), (максимальное значение - 100 баллов) (значимость показателя - 15%):
1-10 контрактов - от 1 до 30 баллов;
11-30 контрактов - от 31 до 60 баллов;
31 и более контрактов - от 61 до 100 баллов.
Таким образом, сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, составляет менее 100 процентов, что противоречит требованиям ст. 32, 50 Закона о контрактной системе , п. 9, 11 Правил.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Архитектурно-строительная компания" на действия заказчика: Комитета по инвестициям в области строительной деятельности администрации г. Тобольска, уполномоченного органа: отдела муниципальных закупок администрации г. Тобольска при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки: 0167300000814000329) на разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Инженерное обеспечение площадки для жилищного строительства микрорайона "Центральный" в г. Тобольске обоснованной.
2. Признать администрацию города Тобольска нарушившей ст. 32, 50 Закона о контрактной системе при проведении при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки: 0167300000814000329).
3. Выдать администрации г. Тобольска обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ст. 32, 50 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов проводимого конкурса, внесения изменений в конкурсную документацию и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Шалабодов
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Д.А. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 августа 2014 г. N 231-1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2014