Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 июля 2014 г. N 188
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эффективные технологии" на действия МКУ "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени" при проведении электронного аукциона NАЭ-0259/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru: 0167300000514000497) на выполнение работ по благоустройству сквера по ул. Мельникайте, 78 (район кафе "Рябинушка") (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 07.07.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 08.07.2014 г. N 469, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона NАЭ-0259/14 (N0167300000514000497).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа (МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены уполномоченным органом заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель считает неправомерным отказ заказчика от заключения контракта по причине направления протокола разногласий по истечении срока, установленного ч.13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельства, что заказчиком нарушен порядок заключения контракта, предусмотренный статьей 70 Закона о контрактной системе, поскольку замечания заявителя, изложенные в протоколе разногласий и направленные в адрес заказчика в установленный законом срок (23.06.2014 г.) не были устранены, при этом, заказчиком на электронной площадке был прикреплен исходный документ (протокол разногласий заявителя) вместо доработанного проекта контракта либо проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть возникшие разногласия по контракту.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика возражал на доводы заявителя, считает жалобу необоснованной, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Согласно пояснениям, отказ заказчика от заключения контракта является правомерным, поскольку заявитель не подписал в установленный срок проект контракта, при этом протокол разногласий от 27.06.2014 г. был направлен в адрес заказчика по истечении тринадцатидневного срока, что исключает возможность подписания с победителем аукциона контракта и влечет признание его уклонившимся от подписания контракта.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказовwww.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
Как усматривается из материалов дела, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ- 0259/14 в интересах заказчика - МКУ "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени" с начальной (максимальной) ценой контракта 10 816 986 84 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 16.05.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000514000497.
10.06.2014 г. состоялось заседание комиссии по подведению итогов указанного электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол N 3/АЭ-0259/14 (опубликован на официальном сайте 11.06.2014 г.) из которого следует, что победителем был признан участник закупки - ООО "Эффективные технологии", сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Как следует из представленных документов, обязанность по подписанию победителем контракта была установлена оператором электронной площадки с 16.06.2014 г. 23:59, то есть с момента направления проекта контракта заказчиком.
Однако, 23.06.2014 г. победителем аукциона был сформирован протокол разногласий к проекту контракта, в котором заказчику указано на необходимость внесения соответствующих изменений в контракт в части исключения из цены контракта налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку Общество не является плательщиком указанного налога, так как применяет упрощенную систему налогообложения.
Заказчик в свою очередь, 24.06.2014 обработал протокол разногласий, приняв редакцию заявителя и прикрепил данный протокол, подписанный электронной подписью заказчика к карточке контракта, которая формируется на электронной площадке при осуществления процедуры заключения контракта.
Как следует из пояснения заказчика и подтверждается представленными скриншотами с электронной площадки, с момента прикрепления к карточке контракта протокола разногласий, карточка контракта в первоначальной редакции считается отозванной, после чего формируется новая карточка контракта.
Соответственно, 24.06.2014 г. после формирования новой карточки контракта заказчиком в адрес Общества был направлен проект контракта в новой редакции, с уточнениями относительно применяемой системы налогообложения.
Однако, 27.06.2014 г. заявителем направлен новый протокол разногласий, в котором им предложено изменить п. 9.16 проекта контракта, в части срока действия обеспечения исполнения контракта до 31.01.2015 г.
01.07.2014 г. заказчиком на сайте оператора электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет: http: www.sberbank-ast.ru), обеспечивающего проведение аукциона, а также на официальном сайте опубликован протокол об отказе от заключения контракта с ООО "Эффективные технологии" и признании его уклонившимся от заключения контракта со ссылкой на ч.13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что контракт заключается с победителем электронного аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч.2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В свою очередь, часть 5 указанной статьи предписывает заказчику в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий рассмотреть данный протокол и разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно разместить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (ч.2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Как следует из части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как указал заявитель, заказчиком была нарушена процедура заключения контракта, поскольку получив 23.06.2014 г. протокол разногласий, в нарушение части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе последний направил указанный документ в той же редакции, не прикрепив исправленного контракта либо контракта с отдельным документом с указанием причин отказа учесть замечания к контракту. В связи с чем, по мнению заявителя, наличие разногласий, которые не были устранены заказчиком в срок, не позволило заключить контракт на предложенных условиях.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что 24.06.2014 г. заказчик, обработав протокол разногласий от 23.06.2014 г., согласился с предложенной заявителем редакцией контракта, однако вместо того, чтобы направить заявителю доработанный проект контракта, первоначально прикрепил протокол разногласий, тем самым ввел в заблуждение заявителя относительно действий заказчика по согласованию спорных условий контракта и нарушил требования части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 24.06.2014 г. проект контракта в новой редакции заказчиком все же был опубликован на электронной площадке в новой карточке контракта, что предусмотрено интерфейсом оператора электронной площадки.
Однако, последующие действия заявителя, выраженные в направлении заказчику 27.06.2014 г. протокола разногласий с иными требованиями не могут свидетельствовать о соблюдении с его стороны требований части 6 и 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, учитывая, что протокол разногласий может быть направлен не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола аукциона.
Как следует из материалов дела, обязанность по подписанию заявителем контракта возникла 11.06.2014 г. (дата опубликования на официальном сайте протокола подведения итогов электронного аукциона N АЭ-0259/14) и должна была им быть исполнена в срок до 24.06.2014 г., чего не было сделано.
Кроме того, что возникшие у заявителя разногласия относительно срока действия обеспечения исполнения контракта (п.9.16 проекта контракта) не могли быть рассмотрены заказчиком по существу, поскольку относились к существенным условиям контракта и аукционной документации, возможность обжалования которых в силу cтатьи 105 Закона о контрактной системе возможно только до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
При этом, Комиссия считает необходимым указать, что направление победителем электронного аукциона проекта контракта с нарушением срока для его подписания, в силу вышеприведенных норм Закона, не может порождать для заказчика юридической обязанности по заключению контракта, поскольку обратное искажало бы саму суть закупочных процедур, направленных на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких процедур, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Соответственно, в связи с выявлением факта направления ООО "Эффективные технологии" проекта контракта за пределами срока установленного ч.13 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик правомерно руководствовался вышеприведенными нормативными предписаниями и принял обоснованное решение об отказе указанному Обществу в заключении контракта.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Эффективные технологии" на действия МКУ "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени" при проведении электронного аукциона NАЭ-0259/14 (N 0167300000514000497) на выполнение работ по благоустройству сквера по ул. Мельникайте, 78 (район кафе "Рябинушка") необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 июля 2014 г. N 188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2014